1.1.Отчёт по проекту

№05-03-12313

 

1.3.      Название  проекта

 

«Разработка информационно-коммуникационной системы для обеспечения исследований информатики сообществ».

 

ФИО исполнителя Гиенко Владислав Викторович.

 

Тема:

Развитие сайта информационно-коммуникационной системы для обеспечения исследований информатики сообществ,  на основе  опыта коммерческого сектора Интернет сообществ.

 

 

            В  статье рассмотрен коммерческий сектор Интернет сообществ. В коммерческом Интернет пространстве используются наиболее передовые Интернет технологии, которые можно использовать для некоммерческого сектора. Отчёт представлен в форме статьи. В статье анализируется одна из технологий Интернет коммерции Интернет-магазин на примере магазина по продаже карнизов «Московского комбината карнизов» (http://www.znamya.ru/katalog.html). Данный проект разрабатывался автором статьи.

 

 

Для развития сайта http://www.Ranet.net необходимо проанализировать динамику посещаемости и структуру запросов пользователей нашего сайта.

            Произведём анализ посещаемости сайта http://www.Ranet.net за последний год: с каких поисковых серверов приходит большинство посетителей нашего сайта, а также структуру поисковых запросов.

Для этого воспользуемся статистикой созданного ранее счётчика сайта http://www.Ranet. Не менее 50 % посетителей в месяц приходит с сайта yandex.ru, 30% с google.ru, 14% с rambler.ru. Средняя посещаемость сайта примерно 25 человек в месяц. Основные поисковые запросы за прошедший год следующие: электронное правительство, Анализ e-government в мире, понятие парадигма исследования, проекты по информатике, новые сетевые сообщества,  исследование виртуальных сообществ, управление виртуальными сообществами, коммуникации и сетевые сообщества причины и последствия неравномерного расселения в России.
            Данная статистика даёт представление об аудитории и задаёт приоритеты направления развития сайта. Посещаемость сайта не высокая. Основная часть посетителей люди интересующиеся исследованиями виртуальных сообществ. Большинство посетителей приходит с сайта yandex.ru (в статье анализируется опыт автора статьи по работе с поисковой системой yandex).

Созданные сервисы на сайте. На данный момент на сайте присутствует ряд отдельных коммуникационных средств: форум, гостевая книга, форма для посетителей. Следующим шагом развития сайта может быть объединение отдельных средств единой системой авторизации на сайте.

            Пути развития технической базы сайта. Для развития сайта информационно-коммуникационной системы для обеспечения исследований информатики сообществ http://www.Ranet.net,  используем опыт коммерческого сектора Интернет сообществ на примере Интернет-магазина карнизов.

 

 

Подробное рассмотрение теоретических аспектов Интернет коммерции выходят за рамки данного исследования. Данным аспектам Интернет коммерции посвящены многочисленные работы , (см. например: [1] Rayport; JaworskiCases in E-Commerce”, McGraw-Hill; [2]  Steffano Korper, Juanita Ellis, Jerry D. Gibson «The E-Commerce Book: Building the E-Empire», Academic Pr., 1999 г.; [3] Э. Таненбаум «Компьютерные сети», Питер, 2007 г. и др).

            Остановимся лишь на одном исследовании, позволяющем продемонстрировать размер сегмента рынка и роль Интернет магазинов в зоне ру, оценить перспективы развития коммерческого Интернета в России.

 
            Исследование интернет-магазинов (2005 г.)

            НАУЭТ и CNews Analytics провели исследование интернет-магазинов, а также сайтов, ориентированных на продвижение товаров, услуг и информационных ресурсов в сегменте B2C, на основе чего был составлен рейтинг.

            Согласно исследованию, объем онлайновых продаж в России в розничном сегменте вырос на 20% по сравнению с 2004 годом. Для того чтобы понять много это или мало достаточно сказать, что пока на онлайн приходится менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения, в США, эта цифра составляет в настоящее время уже около 14-15%.

            В ходе исследования были проанализированы более 300 интернет-ресурсов, представляющих различные товарные группы (автомобили и запчасти ≈ 15%, товары для дома ≈ 15%, одежда ≈ 14%, бытовая техника и электроника ≈ 10% и др). Из них только 42% интернет-магазинов имеют меморандум о политике конфиденциальности, для гарантии безопасности использования электронных платежных средств. Большинство ресурсов (36%) предоставляют достаточно полный спектр услуг: обслуживание клиента по системе 24/7 через бесплатный телефонный номер ≈ 11%; не требуют дополнительной платы за рекламации ≈ 15%; позволяют отменять заказы по телефону ≈ 23%; он-лайн консультирование (ICQ, чат, форум)- 23%; подтверждают заказ по электронной почте ≈ 23% и др. 36% интернет-магазинов имеют понятный и удобный для пользователя интерфейс, 43% дают достаточно полную и достоверную информацию о предлагаемых товарах и услугах. По итогам исследования, очевидно, что помимо роста количества интернет-магазинов по всем товарным группам, происходит заметный качественный рост предоставляемых ими услуг.

            Эксперты пришли к выводу, что одни товары в большей степени подходят для продвижения их через канал интернет-торговли, другие в меньшей степени. В наибольшей степени подходящими для интернет-торговли являются товары, торговый цикл для которых может быть полностью осуществлен посредством сети, начиная от рекламы и ознакомление с потребительскими свойствами товара и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и непосредственно потреблением товара. К данной категории относятся такие товарные группы как: программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через интернет.

            Что касается традиционных товаров, наиболее подходящих для интернет-торговли, то это компьютеры и комплектующие, бытовая техника и электроника, туризм и бронирование билетов, билеты на культурные мероприятия, товары для дома и дачи и др.

            Для проведения оценки были привлечены следующие категории экспертов:
- эксперты НАУЭТ (специалисты организаций, входящих в НАУЭТ) и CNews Analytics;
- привлекаемые НАУЭТ и CNews Analytics эксперты из числа ведущих специалистов в области интернет-торговли;
- эксперты общественных (некоммерческих) организаций и федеральных органов власти, с которыми НАУЭТ и CNews Analytics имеют партнерские отношения (ТПП РФ, КонфОП, Департамент потребительского рынка Правительства Москвы, Мининформсвязи, МЭРТ, ГД РФ);
- эксперты организаций, участвующих в рейтинге.

            По мнению составителей рейтинга, развитие онлайновой торговли вносит существенные изменения в организацию торговли организаций, производящих товары и услуги. Традиционное управление издержками, основывающееся на анализе используемых средств, все чаще уступает место управлению отношениями с клиентами. В этих условиях предприниматели,  поставщики товаров и услуг концентрируют свои усилия на сохранении доверия клиентов, предлагая им дополнительные услуги, и в то же время стремятся лучше приспособиться к исчезновению границ.

            Эксперты отмечают, что качество обслуживания покупателей является ключевым критерием как в оффлайновой так и в онлайновой торговле. Однако составляющие ее могут различаться. Общими для них являются такие показатели, как уровень качества работы клиентской службы, скорость ответа, сроки доставки, скорость удовлетворения претензий, и др. Для онлайновой торговли появятся такие показатели, как достоверность информации о наличии товара и его свойствах, удобство заказа товара и организация интерфейса, удобство способа доставки и др.

            Для нашего исследования, в качестве понятийного аппарата, использован только самый необходимый минимум. Дадим определение Интернет-магазина. Интернет-магазин представляет из себя средство электронной торговли. Любой веб-сайт, обеспечивающий возможность как минимум заказа товара/услуги с выбором из каталога товаров/услуг в России принято считать Интернет-магазином (в западных странах Интернет-магазин предполагает также и систему оплаты on-line)

            Основной акцент в статье сделан на изучении проблем практической реализации технологии небольшого Интернет магазина и проблем формирования коммерческих Интернет сообществ вокруг небольших коммерческих фирм, как наиболее массового явления в современном Интернет пространстве зоны .ru.

            Коммерческий сегмент подразумевает получение прибыли от деятельности в Интернет. В данной статье мы будем рассматривать прямую прибыль от продажи через интернет технологии, а не прибыль от презентации своей деятельности вне  Интернтета в Интернете. Важно отличать Интернет-магазины от организаций занимающихся коммерческой деятельностью, но в Интернете имеющих только презентацию своей деятельности. Сама же коммерческая деятельность может протекать вне Интернет.
            Коммерческий сектор Интернет сообществ характеризуется использованием наиболее передовых Интернет технологий: Баз данных Oracle, My SQL, Access,  языков программирования PHP, Perl, Delphi, PHP, PERL, ASP NET, Java Script, динамические таблицы стилей CSS, графики Flash и др.

Особенность коммерческих сообществ связана с выстраиванием коммуникации вокруг товарно-денежных отношений.

Для целей данной статьи в коммерческом Интернете можно выделить несколько секторов.

1) Крупные коммерческие Интернет порталы, например, РБК, yandex.ru,
Интернет аукционы (например: Зерно Он Лайн, http://molotok.ru/).

2) Крупные Интернет-магазины (например: http://www.ozon.ru/ , http://www.bolero.ru/)

3) Небольшие Интернет-магазины.

 

            В данной работе обсуждается третий пункт данной классификации.

У крупных Интернет-магазинов обычно ниже издержки на содержание программистов и эксплутационные расходы на Интернет в пересчёте на единицу товара. Интернет-магазины прямых производителей могут выиграть, предоставляя более низкую цену на собственные товары. Небольшому магазину приходится находить свою нишу и предлагать то, что не могут или в чём не заинтересованы другие игроки рынка, указанные в пункте 1) и 2).

 

            Разберём на частном примере устройство Интернет-магазина. В качестве примера используем разработанный автором статьи магазин карнизов «Московского комбината карнизов» http://www.znamya.ru/katalog.html

 

            Требования к магазину:

a) Технические требования к магазину,

b) Ясность, пошаговость,

c) Идентификация (авторизация),

d) Машинная обработка данных,

e) Получение, сохранение заказа,

f) Администрирование сайта.

 

a) Технические требования к магазину. Одним из факторов определяющих структуру Интернет магазина являются требования поисковых  систем.

            Одна из наиболее развитых поисковых систем индексации товаров - система Янедекс-маркет.  В данной системе существуют свои требования к содержанию размещаемых материалов, к методу передачи данных, свой YML формат данных для подачи заявок. a1)YML (Yandex Market Language) - стандарт, разработанный "Яндексом" для принятия и публикации информации в базе данных Яндекс.Маркет. YML основан на стандарте XML (Extensible Markup Language). Есть также определённые требования к схеме DTD XML документа. Стандарт XML учитывает порядок следования элементов, поэтому важно соблюдать его в соответствии с схемой DTD формата YML. В схеме DTD прописаны требования к форматам цены, описания, изображения и т.д. товара.

a2)Ссылки на сайт Клиента, публикуемые в составе предложений, должны вести на соответствующие "страницы товара", т.е. на страницы, содержащие описание предлагаемого товара, его цену и кнопку "Купить" или "Заказать". Каждому размещаемому предложению должна соответствовать отдельная страница товара.

Подробнее с выше проведенными требованиями можно ознакомится по адресу http://partner.market.yandex.ru/legal/tt/#id40362592

a3) Не указанным требованием, выяснившимся в процессе работы с системой Яндекс.Маркет, оказалось наличие "корзины". Для организации продажи единицы товара, корзина не является обязательным требованием. Достаточно чтобы заявка с сайта с заказом на данную единицу товара отправлялась менеджеру для обработки. «Корзина» нужна, прежде всего, для просчёта стоимости товара при заказе более чем одного типа товара. Таким образом, разработчику магазина требуется написать более сложный код, что влечёт ряд других требований к магазину.

 

b) Ясность, пошаговость. В связи со сложной  структурой магазина, возникает необходимость разработки прозрачной структуры и инструкции для покупателя по пользованию магазином по перемещению по страницам магазина.

 

c) Идентификация ( авторизация). По мере продвижения покупателя по страницам магазина возникает проблема идентификации пользователя, отслеживания состояния заказа и корзины, завершения сеанса пользователя после окончания покупок в Интернет магазине. Одновременно возникает ряд потенциальных проблем. В случае записи данных пользователя в базу данных, информация должна быть проверена. Наиболее простым вариантом в данном случае становится хранение данных о пользователе в переменных сеанса(Cookie). Таким образом,  информация о заказе (стоимость, количество заказанных единиц, возможность изменить количество, или убрать пункт заказа) сопровождает пользователя, пока пользователь  находится на сайте, и обнуляется после отключения браузера.

d) Машинная обработки данных. Одной из наиболее важных частей Интернет-магазина является «чёрный ящик»-двигатель магазина. Одно из важных требований к разработчику Интернет магазина становится масштабируемая структура магазина: в любой момент количество товаров в каждой категории может манятся. При разработке магазина должен быть заложен механизм быстрого увеличения и уменьшения количества позиций товара. Отсюда код для просчёта стоимости товара разрабатывается с использованием переменных, значения же хранятся в отдельной базе данных, и могут меняться без перестройки механизма расчёта стоимости товара.

 

e) Получение, сохранение заказа. По окончании заказа данные заказа должны быть сохранены и переданы для последующей обработки оператором.

 Главным требованием на данном этапе является возможность последующей работы с заказом переданным из магазина. Необходимо чтобы пользователь передал контактную информацию о себе, (в нашем примере- минимум телефон для связи). Второе. Важно чтобы оператор, обрабатывающий заказ, получил его в максимально удобочитаемой форме, при этом важно, чтобы кодировка при передаче сохраняла русские буквы имен.

 

f) Администрирование сайта. Важным условием актуальности представленной в магазине информации становится удобство изменения и редактирования магазина. В минимальном варианте – важно чтобы переменные (стоимость товара, и основные переменные) сосредотачивались в отдельной базе данных. Изменение переменных должно происходить в одном месте. В более развитом варианте необходим отдельный интерфейс администратора сайта.

 

            Помимо вышеперечисленных пунктов важным является этап отладки кода магазина в режиме off line – достаточно рутинная работа, требующая внимания к логике движения по сайту, функциям, процедурам, переменным и т.д. Следующий этап тестирования и внесения корректировок заказчиком магазина. В итоге после устранения всех замеченных недостатков магазин переходит в режим эксплуатации.

 

            Итоги и выводы.

            Для целей развития сайта http://www.Ranet.net и улучшения сервисных функций сайта, можно использовать следующие  части коммерческого магазина.

1 Систему авторизации и сопровождения пользователя по сайту. Один из главных принципов построения авторизации в коммерческом Интернете это авторизация  на сайте один раз.

2. Для публикации научных текстов  и книг участников сообщества http://www.Ranet.net , предназначенных для продажи, возможно включение модуля магазина. В данном модуле будет осуществятся автоматический приём заказов на книги, изданные сообществом.

3. Также возможен приём заявок в автоматическом режиме на публикации по тематике информатики сообществ.

4. Для лучшего информирования о деятельности сайта http://www.Ranet.net возможно использовать систему yandex-маркет и yandex-директ – демократичную  площадку с высокой посещаемостью.

 

 

 

 

Форма 1в

 

 

1.13. Краткое содержание фактически проделанной работы за год каждым из основным соисполнителей, получивших выплаты по проекту

Гиенко В.В. рассмотрен коммерческий сектор Интернет сообществ. В коммерческом Интернет пространстве используются наиболее передовые Интернет технологии, которые можно использовать для некоммерческого сектора. Отчёт представлен в форме статьи. В статье анализируется одна из технологий Интернет коммерции Интернет-магазин на примере магазина по продаже карнизов «Московского комбината карнизов» (http://www.znamya.ru/katalog.html). Данный проект разрабатывался автором статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 7

 

7.10.    Планируемые на 2008 г. содержание и объем работы каждого исполнителя проекта

Гиенко В.В. с целью развития сайта http://www.Ranet.net и улучшения сервисных функций сайта, использовать следующие  части коммерческого магазина:

1 Систему авторизации и сопровождения пользователя по сайту. Один из главных принципов построения авторизации в коммерческом Интернете это авторизация  на сайте один раз.

2. Для публикации научных текстов  и книг участников сообщества http://www.Ranet.net , предназначенных для продажи, включение модуля магазина. В данном модуле будет осуществятся автоматический приём заказов на книги изданные сообществом.

3. Приём заявок в автоматическом режиме на публикации по тематике информатики сообществ.

4. Для лучшего информирования о деятельности сайта http://www.Ranet.net использование системы yandex-маркет и yandex-директ – демократичной  площадки с высокой посещаемостью.

 

Hosted by uCoz