А.Г.Шейкин. Ст.н.с. Российского института культурологии.

 

Современные тенденции образовательной политики  с точки зрения культурологии.

 

Доклад на отчетной конференции сектора изучения фундаментальных проблем культурологии.

 

Современные формы образовательной деятельности как культурная форма заметно изменились. Это проявляется и в организационных формах образовательной деятельности и в целевых установках образовательных институтов и в формах коммуникации обучающих и обучающихся. Государственные реформы определили не только изменение институциональной структуры современной образовательной системы, но и содержание и технологии образовательной деятельности. Особенно это коснулось дисциплин, которые были введены в образовательную сферу достаточно недавно, в том числе и культурологии. Ситуация усложняется еще и тем, что культурология ориентирована на изучение не только исторических, но и современных процессов, а значит вовлечена одновременно в три процесса: она изменяется как научная и образовательная дисциплина сама по себе, в зависимости от интенсивности исследовательской работы; она зависит от государственной политики в области образовательной деятельности; она зависит от общемировой и внутренней динамики культуры, поскольку предмет ее изучения – один из наиболее динамичных. Сказывается и влияние смежных дисциплин, изучающих, которые переживают те-же процессы. Поэтому традиционная консервативность образовательной практики вступает в противоречие с динамикой исследуемых объектов.

Необходимо четко разделять исследовательскую и преподавательскую деятельность. Исследовательская деятельность ориентирована на поиск инновативных путей, теорий, прикладных технологий. Преподавательская деятельность ориентирована на трансляцию определенного компендиума знаний, который одинаково необходим любому, кто собирается заниматься профессиональной деятельностью в данной области. Однако динамика науки не может не сказываться на динамике процессов профессиональной социализации. Особенно это заметно в гуманитарных дисциплинах, где изучение истории становится самой историей, а иногда и влияет на ее ход.

Переживаемая современным миром ситуация может быть обозначена как «научная революция» (Т.С.Кун). Очевидно изменение роли науки в социальной и культурной деятельности человека, оно приведет к смене парадигм и в самой науке. Оно повлечет за собой и «революцию» в области образования, когда требуется радикальный пересмотр и содержания образования и технологий трансляции знаний, неадекватность которых современной динамике знания, и культуры в целом, становится все более заметной.

Культурологичекий анализ этих изменений также становится актуальным. Без «геномного роста образования» (С.Хантигтон), «адекватной реакции социализации на культурную динамику» (П.Брук), «вариативного комбинирования доказываемых положений» (М.Фуко),  образовательная практика сегодня невозможна.

 


1

Зависимость образования от науки становится все более заметной и заставляет вспомнить о тезисе М.Вебера по поводу «расколдовывания» мира. Замкнутость и консерватизм университетских «кампусов» стали историческим опытом, или «культурным пережитком». Практика образовательной деятельности ХХ века показывает возрастающую интеграцию научных и образовательных институтов. Эта интеграция не безболезненна, поскольку темпы динамики науки значительно выше, чем темпы модернизации институтов образования. Но необходимость согласованных действий научных и образовательных институтов становится все более и более значимой, поскольку наука требует освоения знаний массами, а массы нуждаются в научном знании, чтобы существовать в мире современной культуры. На смену «простветительству» приходит теоретически обоснованное и методологически выстроенное прикладное научное знание.

Традиционная культура такая, какой определял ее Т.Парсонс в виде системы прежде всего ценностных положений, также стала историей. Современная культура все более и более «научна», поскольку именно знание научного плана наиболее актуально в мотивации поведения людей. «Знание», стало превалировать над «умением» в процессе культурного творчества, все остальное решает техника. А объемы и темпы роста знания возрастают просто потому, что в них вкладывается сегодня существенно больше, освобожденных от «ручного» труда сил большинства людей.

Эти процессы меняют роли и функции образования в обществе. Повышения уровня и объема первичного образования (того, что ранее называлось «грамотностью», поскольку опиралось на обучение умению читать и писать) приводит к тому, что социальной ролью образования становится прежде всего трансляция определенного знания, а не «устранение невежества». Объем современного знания настолько велик, что предполагает строгую профессионализацию и высокий уровень доинституциональной социализации, в силу возрастания уровня грамотности по мере смены поколений. Он обеспечивается в первичных социальных сетях также на достаточно высоком уровне (достаточно сравнить тематику наших разговоров в разных возрастах). Частичная утрата «культуры письма» более чем возмещается возрастанием компьютерной грамотности и общения с СМИ, а также иной коммуникацией с использованием новых культурных технологий.

 

2

Деятельность научных институтов также меняется в прямой зависимости от возрастания объема знания. Решение прикладных задач на современном технологическом уровне становится основной формой их деятельности. Принцип «Знание-сила» является определяющим для научной деятельности, а традиционные формы коммуникации постепенно становятся «забытым языком». Результатом стал стремительный рост прикладного знания и распространение его приоритета из естественнонанучных дисциплин в гуманитарные. Это подтверждают труды современных социальных антропологов (Л.Хиттнер, Д.Бентам, Ю.Брандт), которые «в один голос» говорят о возрастании роли прикладных исследований, о том же говорится  современными философами науки - представителями когнитивной антропологии (К.Гирц и др.). Это признали даже постпозитивисты «второго» поколения (С.Э.Тулмин, К.П.Файрабенд, М.Поланьи). Знание сегодня  приобретает по-настоящему операциональный характер в прямой пропорции к его количеству и актуальности. Этот процесс прямо пропорционален уровню модернизации рассматриваемых культур.

 

3

Деятельность образовательных институтов также меняется. Образовательная деятельность становится основной сферой деятельности для очень многих людей. Это также результат модернизационных процессов. Соответственно возрастает число образовательных институтов, изменяются их структура и технологии. Приоритетность высшего образования стала нормой для среднего класса, который сегодня «диктует моду» и в экономике, и в политике. Прирост числа абитуриентов совпал со сменой поколения профессорско-преподавательского состава – традиционный «академизм» стал достоянием истории. Новые образовательные технологии предполагают прежде всего  диалогичную или полилогичную модель взаимодействия преподавателя с обучающимся, практически полное отсутствие дидактики и пропедевтики в педагогической работе, высокую инвариантность читаемых курсов, их зависимость от личных знаний преподавателя, его способностей и умения, а также увеличения возможностей выбора для студента актуальных для него знаний.

Традиционные образовательные модели, ориентированные на подготовку «Просвещенного гражданина» (XIX век), или «Профессионального специалиста» (XX век) срослись в современной образовательной деятельности в концепцию подготовки «Просвещенного профессионала». Практически любой вид профессиональной деятельности требует сегодня не только знания профессиональных навыков своей профессии, но и широкой эрудиции общего плана, без которой качественная профессиональная деятельность в современном мире неосуществима. Эта эрудиция предполагает, прежде всего, знакомство с актуальными, на текущий момент культурными объектами из всех форм их трансляции. Не обходимо знать не только «все о немногом», но еще и  «немного обо всем». И поэтому современная культурология заимствует сегодня опыт преподавания естественных и технических дисциплин с их строгой логичностью и обязательной прикладной компонентой.

                                               

4

Изменяется и институциональная структура образовательной деятельности. При сохранении строгого государственного контроля над организацией и содержанием образования сегодня образовательная деятельность рассредоточена. Помимо крупных университетских и институских юнитов присутствуют и небольшие, профилированные образовательные учреждения. Их деятельность основана на формировании коллективов высокопрофессиональных специалистов, которые осуществляют трансляцию знаний по единой концепции, в тесной интеграции между собой и с ориентацией на небольшую аудиторию. Деятельность таких «мини-кампусов» способствует профилизации образования и работе со студентами в могообразных индивидуально-ориентированных формах.

Второй тенденцией высшего профессионального образования сегодня является ориентация на подготовку профессиональных кадров высшей квалификации. Развитие сети научных учреждений и увеличение их числа позволяет ориентировать максимум обучающихся на продолжение образования и получение различных ученых степеней. Это также сопряжено с возрастанием культурообразующей роли науки в модернизированных обществах.

 

5

Подведем итоги. Современная культурная политика в области образования перешла от устойчивых моделей к моделям динамичным, вариативность которых зависит от характера и динамики преподаваемых дисциплин. Возрос уровень интеграции образования с фундаментальной и прикладной наукой, что обеспечивает внедрение актуальных знаний в сферу профессиональной социализации. Основным модусом современного образования является его гибкость, динамичность, осуществляемая в соответствии с общей динамикой культуры. Ослабло воздействие политических институтов, и доминирующих идеологий на образовательную политику в ситуации модернизации. Ослабло также воздействие культурной традиции, образование, несмотря на его консерватизм диктуется, прежде всего, текущей культурной, а не политической идеологией. Возрос уровень интеграции наук, дисциплин и их пропедевтиков. Видоизменились институциональные формы образования в сторону их диссипации и профессиональной распределенности. Повысился качественный уровень преподавания за счет высокого профессионального роста большинства обществ и уменьшения зависимости качества преподаваний знаний от личностных  талантов и умений. Возросла интенсивность социализационной коммуникации за счет общей интенсификации коммуникативных процессов в современном мире. Сохраняющийся традиционный консерватизм образования со временем будет преодолен. Будущее культуры определит и динамику образовательной деятельности.

Hosted by uCoz