Карнозова Людмила Михайловна.
"Миссия и деятельность Культурного политика в России".
Игра. Июнь 98 г.

 

Карнозова. Мы продолжаем. Третье обстоятельство. Когда я уже было смирилась с первым…. Когда я стала выяснять контекст этого занятия, его смысл. Конечно, вопрос, который я задавала: что такое социокультурная политика, кого готовит кафедра и кто такие культурные политики. Я получила в ответ от преподавателей загадочные улыбки и рисование пустого кружочка, на котором было написано "социокультурная политика". Это практически все. J Здесь я сначала пришла в некий транс, а потом обрадовалась: нормальная ситуация, именно в таких ситуациях игры оргдеятельностного типа проводятся. Поэтому сначала было некое смирение, а потом я поняла, что в этой ситуации даже можно работать.

Теперь я расскажу, как мы будем работать. Наше время - сегодня до семи часов и завтра целый день.

Сначала мы немножко поговорим в плане введения в основы игротехники. У меня будет вступительная в каком-то смысле лекция, которая должна нести на себе две функции: 1) лекционную и пропедевтическую; 2) как часть установки на нашу игровую сессию. После того, как я закончу эту установку, я расскажу о том, как мы будем играть, и мы будем играть.

Прежде всего я хочу представиться - какую игротехническую школу я представляю. Мой курс - "Основы игротехники". Понятно, что игр есть много всяких разных, и люди, занимающиеся культурологией и даже обычный человек может себе представить обширный спектр того, что можно называть игрой. Поэтому важно сконцентрироваться, и я буду говорить не про все и всякие игры, хотя и про них немного поговорю.

Я представляю игротехническую школу оргдеятельностной игры. Вы, наверное, слышали что-то про это. Сегодня это можно назвать игровой практикой, а в принципе это была игровая форма, которая родилась в лоне Московского методологического кружка (ММК). Первая оргдеятельностная игра была проведена в 1979 году. Основным автором этой игровой формы можно считать Георгия Петровича Щедровицкого, лидера ММК, еще там участвовала целая группа методологов. В первой игре участвовал Борис Васильевич Сазонов. Это была попытка выхода методологии из эзотерического существования в форме узких методологических семинаров, выхода к профессионалам для обсуждения междисциплинарных, межпредметных проблем. Георгий Петрович всегда с залихвастской улыбкой говорил: "Мы провели первую игру под лозунгом "Методология может все". А ситуация заказа на игру была проблемная. Филиал Уральского ВНИИТЭ взялся за определенную тему разработки, но не знал, как подступиться к этой теме. Игра была связана с тем, чтобы решать проблемы в ситуации недостатка средств для решения.

В 1979 году была проведена первая игра, но при подготовке она еще игрой не называлась. Уже в рефлексии произошедшего эта форма была названа игрой и дальше стала осмысляться. Я не могу сказать, что она стала тиражироваться, так как оргдеятельностная игра как конкретная игра всегда экземплифицирована и очень конкретна, но была порождена форма. А форма - то, что может транслироваться и реализоваться много раз.

Я стала участвовать в играх в 1982 году, а вступила в ММК и участвовала в методологических семинарах еще раньше. В 1988 году я уже стала проводить свои оргдеятельностные игры. Это очень кратко история.

На анализе оргдеятельностных игр, на их рефлексии, на рефлексии их проектирования, проведения, результатов и последствий сформировалась обеспечивающая инструментальная сфера, которую называют игротехникой. Поскольку я представляю именно эту игротехническую школу, то под игротехникой я прежде всего понимаю инструментарий оргдеятельностной игры. Но в силу того, что оргдеятельностная игра представляет собой очень сложную игровую систему, то оргдеятельностная игротехника в силу сложности самого объекта, над которым эта игротехника надстраивалась, сама является достаточно мощной, чтобы с ее помощью, ее средствами разбирать и рассматривать более простые формы игр.

О каких играх мы будем говорить? Мы будем обсуждать только один класс игр - имитационные игры. В литературе нет единства терминологии. Мы можем встретить понятие имитационной игры наряду с деловой, с ролевой и наряду с оргдеятельностной. У американцев, где развита практическая игротехника и практическая игрология, есть разные названия. Бизнес-гейм - это одно, а симюлейшн гейм - другое. Здесь я ввожу класс имитационных игр и говорю, что мы будем относить к этому классу как к родовому понятию по крайней мере три типа: ролевая игра, деловая игра и оргдеятельностная игра.

Под имитационной игрой мы будем понимать такую игровую форму, которая несет на себе имитационное отношение. Что это такое?

Слева на схеме некая ситуация (я беру ситуацию в распредмеченном виде - не обязательно ситуацию деятельности) и имитационная игра - это игра, несущая на себе отношение имитации относительно той или иной ситуации. Для детей совершенно естественным является игра в дочки-матери, продавец в магазине и т.п. Они в ролевой игре воспроизводят некие ситуации, сами эти ситуации интерпретируют, осваивают социальные роли и так далее. Такое же имитационное отношение мы имеем в деловой игре, которая воспроизводит некие ситуации, которые должны освоить обучаемые. В оргдеятельностной игре мы имеем дело с более сложными имитируемыми ситуациями - с проблемными ситуациями.

 

Схема 1.

 

 

 

 

 

 

 

Есть ли вопросы? Дальше я буду разворачивать эту тему, связанную с имитационными играми.

Васильева. А по сложности можно сказать,что оргдеятельностная игра - это более сложная игра, чем ролевая?

Карнозова. Я отвечу Вам "да", но это ответ неполный и недостаточный. В ответ на Ваш вопрос я введу следующий кусок. Сейчас нам еще не хватает различений для того, чтобы обсуждать сложность.

Я вернусь к тому, с чего начинала. Меня попросили прочитать "основы игротехники" культурологам, которые специализируются по "федеральной и региональной социокультурной политике". Тема сесии "Менеджмент и социальная организация деятельности культурного политика". Это очень важные моменты моего самоопределения, из которого я вытаскивала содержание, которое я обязана как честный человек вам рассказать. Как я понимаю и как мне говорили Вячеслав Геннадьевич и Борис Васильевич, задача этого курса в том, чтобы деятельностью вас как культурных политиков был ассимилирован еще и игровой подход.

Речь идет о том, что игру мы понимаем прагматически. Игру как некоторое средство, которое можно использовать в каких-то целях. Это очень важный момент. Как культурологи вы, наверное, читали книгу Хейзинги "Хомо люденс" - "Человек играющий". Это очень хорошая культурологическая работа, в которой дается описание социальной морфологии игры, дается культурологическое и историческое описание, начиная с древних времен, игры как ритуала, как священнодействия ит так далее.

Я хочу обратить ваше внимание, что игра - такой феномен, который описывается разными исследовательскими позициями и предполагается для исследователя как естественный объект. И когда об игре говорят психологи, культурологи и другие исследователи игр, то на вопрос, чем игра отличается от не-игры (предположим, от деятельности), первой характеристикой называют непрагматичность игры. Говорят, что цель игры - в самом процессе играния, что мотивация игры - это играние, что игра самоценна.

А мы с самого начала задаем прагматический контекст игры, возможность ее использования и, следовательно, постановку целей. Но как тогда быть с прагматикой? Здесь мы встречаемся с неким парадоксом.

Попробую разрешить эту парадоксальную ситуацию. Я считаю, что это культурный феномен, присущий двадцатому веку. Моя гипотеза в том, что двадцатый век - век артификации традиционных человеческих практик. Например, управление, психологическая помощь - это практики, которые существовали испокон веков. Двадцатый век превращает эти практики в собственно деятельности. Происходит их автономизация их, выделение средств, нормирование. За счет этого нормирования возникает возможность техническим образом построенного воспроизводства - за счет обучения, в отличие от естественного воспроизводства, когда передается естественным образом. Можно выделить ряд практик, которые прошли эту процедуру артификации. Управление и психотерапия - сегодняшние деятельностные формы такого рода традиционных практик.

То же можно сказать об игре. Игра - традиционный культурный феномен, который сопровождает жизнь человечества. Как говорит Хейзинга, сначала - игра, а потом все остальное. Культура рождается в игре, и деятельность - более позднее образование. Но сегодня мы можем говорить о прагматизации игры, об ее утилитарном использовании. Хотя, если быть исторически честным, относить это явление только к двадцатому веку мы не можем. Например, военные учения игрового типа датируются семнадцатым веком, как известно мне, и я думаю, что можно найти и более ранние случаи. Такая традиционнаая сфера, как педагогика, целевым образом использует игру для воспитания, а сегодня уже и для обучения. И это началось не в двадцатом веке.

Схема 2.

Здесь мне важно зафиксировать две возможные позиции по отношению к игре. 1. Исследовательская позиция рассматривает игру как естественный объект. Эта позиция дает нам знания об игре, в частности, такое знание, что цель игры - в самом игрании, что это не продуктивная деятельность, а самоценная, мотивация игры внутрии нее самой и так далее. Такого типа знания получаются в исследовательской позиции, которая придает игре статус существования. Это и биологические трактовки игры, и культурологические, и психоаналитические, и так далее.

2. Использование игры в утилитарных целях. После того, как ученые представили этот объект, практики решили, что игру можно использовать инструментально. Практик имеет цели относительно некоей практической ситуации, и он решает использовать игру в качестве инструмента, с помощью которого можно на эту ситуацию воздействовать. Например, для того, чтобы лучше обучать людей, которые овладевают какой-то профессией. В игровой форме они осваивают навыки и способы работы. Предположим, это человек, который занимается профессиональной подготовкой.

Игра используется в качестве инструмента для реализации цели по поводу данной ситуации. Но тогда эту игру надо сконструировать так, чтобы она соответствовала цели и воздействовала на ситуацию.

3. Я ввожу специальную позицию, которая озабочена конструированием и реализацией этого специального инструмента. Это позиция игротехника. Для него игра (в отличие от ученого) является искусственно сконструированным объектом. При этом на свой планшет он должен положить проект. А для того, чтобы спроектировать игру, он должен учесть цели "заказчика" - практика, у которого есть цели относительно ситуации. С другой стороны, он проектирует именно игру, и представления об игре у него должны быть. В этом смысле характеристики, которые дает ученый, исследовавший игру как естественный объект, могут ему помочь. Для того, чтобы сконструировать игру, он пользуется результатами исследования - знаниями, и утверждает, что то, что он сконструировал, есть игра.

Предположим, на позицию практика мы можем поставить воспитателя. У него есть цели, связанные с развитием детей. Конструируется ролевая игра. Вообще ролевая игра - очень интересный феномен, потому что он воспроизводится в детях естественным образом. Но с другой стороны, в специфических целях воспитания этот "естественный" прием можно использовать.

У Георгия Петровича есть очень интересная работа по детской игре, где он обсуждает использование игры в процессах воспитания. Он говорит о том, что  цели воспитания реализуются не только в самом сюжете игры. Отношение детей к игре, к ролям, между собой относительно ролей является хорошим диагностическим приемом для того, чтобы рефлексивно надстраивать воспитательные процедуры относительно не только внутри-ролевого и внутри-игрового поведения, но и относительно поведения по поводу игры. Там создается более сложная и широкая структура.

Это был пример целей практика в случае воспитателя.

Вы спрашиваете меня, что сложнее - ролевая игра или оргдеятельностная? Что касается структуры, количества компонентов и так далее, то оргдеятельностная игра, конечно, более сложное образование. Но если мы обращаемся к морфологии и к контингенту играющих, то я не думаю, что детская игра легче. Все зависит от того, какие мы ставим цели. Если мы имеем дело с нормально развивающимися детьми и ставим цели воспитания и развития в норме, это одна ситуация. Если мы берем ролевую игру в психотерапевтических целях, когда мы имеем дело с отклонениями от нормы и должны достигать терапевтических целей, это более сложная ситуация и более изощренная в плане игротехники. Если мы имеем дело с оргдеятельностной игрой, это вообще очень сложная машина. Насколько я знаю своих коллег, сейчас очень мало кто проводит оргдеятельностные игры. Это очень сложная вещь.

Мы сегодня поиграем в игру, которая имеет своим прообразом оргдеятельностную. В приблизительном варианте мы ее пройдем, чтобы вы с этой сложностью соприкоснулись.

Очень важно различать разные позиции, которые я ввела, соответственно не путаться в целях игр и различать разные понимания игры, в том числе ее целевого контекста.

Кравченко (?) Вопрос по классификации. Ролевые игры - всегда предметные? В детском саду в Японии играют в такие игры: "Петя, ты у нас сегодня лидер". Это какая игра?

Карнозова. Это ролевая игра. Здесь имеются в виду социально-психологические роли из теорий ролей. Хороший пример - игры на развитие. Многие социально-психологические теории говорят, что процесс развития человека в рамках социализации связан с освоением социальных ролей. В разных контекстах мы имеем дело с разными наборами социальных ролей. Например, в демографической ситуации: мама, папа, бабушка, дядя, сыночек… В контексте межличностных и коммунальных отношений: лидер, отверженный и так далее. И речь идет о том, что максимум освоенных ролей позволяет человеку наиболее благополучно социализироваться.

Реут. Футбол - это какого типа игра?

Карнозова. Футбол я бы отнесла к спортивным играм, и поэтому сегодня я это рассматривать не буду.

Реут. А на схему чудесно ложится.

Карнозова. А схема обобщенная. Схема касается не только имитационных игр. Но мы сегодня будем производить интерпретации на имитациооных играх, потому что я не могу за полтора дня рассказать о всех играх. Я не буду касаться развлекательных, ритуальных, зрелищных, спортивных игр.

Я вам советую почитать Хейзингу. Он дает очень хороший обзор социального существования игровых форм. Не только таких, как зрелища, священнодействия и театр, но и суда как игровой формы.

Продолжу работу со схемой 2. Следующий шаг связан с характеристиками игры. Это квадратик, который берет игротехник. Я взяла набор характеристик у Хейзинги, но не просто так. Как игротехник могу сказать, что я ими пользуюсь. Я взяла пять, у него их больше, по-моему, семь. Это очень существенные характеристики, важные для самоопределения игротехника, чтобы не путать, что ты делаешь: игру проводишь илипрямое социальное действие, которое может включать игру, но быть больше,чем сама игра. А игра - это вполне определенная морфологическая единица. Ее основные характеристики таковы.

1.                         Игра - свободная деятельность. В каком смысле? В том смысле, что она не обязательна для взрослого человека. Это излишество, роскошь, она не преследует меркантильных целей.

2.                         Игра не тождественна обыденной жизни.

3.                         Действует принцип "как будто".

 

Схема 6.

(конец записи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(это я сделала схему к той части записи, которой у меня нет)

 

Hosted by uCoz