Нуркова Вероника.

Социальная психология.

Лекция 1. Введение. 28 февраля 99 г.

 

Нуркова. Такого единого предмета, как социальная психология, не существует. Состав социальной психологии:

1. Социальная психология личности (составляет примерно70%).

Она занимается ответами на вопрос, как социальные факторы влияют на функционирование личности. Здесь можно делать акцент либо на социальный компонент (как делают в основном западные авторы), либо на культурный компонент (что делают в отечественной психологии). Социальные факторы должны быть даны субъекту - во взаимодействии, в общении…

2. Психология общения.

3. Социальная психология малых групп.

4. Социальная психология массовых процессов.

… переход от тех свойств, которыми обладает отдельный, как бы вырванный из социальной среды субъект (другое дело, что он социально представлен тем или иным образом) к тому, что человек, будучи один, не может осуществить (в каком-то виде, конечно, может) - к социальной психологии личности, к психологии общения, к тому, что происходит как минимум в диаде (два субъекта); и дальше к психологии малых групп (существует спор, с какого количества начинается малая группа - с двух или с трех, сейчас считается, что с трех). Собравшись вместе, люди приобретают новое качество, которого нет у одного человека. Это то, то гештальтисты говорили о мелодии и о нотах, когда объясняли "гештальт квалитэ" (гештальт-качество). Семь нот по отдельности - это семь нот, но только взятые в определенном сочетании, они образуют мелодию и приобретают тем самым новое качество. Так же и люди, когда их больше одного, эта сообщность приобретает некие новые качества и некие функции. С некоторым допущением мы можем назвать их психическими функциями - в разных школах этот вопрос решается по-разному. Существует такое явление, как внеиндивидуальная психика. Здесь мы вспоминаем Юнга с его учением об архетипе, учение о коллективных представлениях французской социологической школы. Это то, что сейчас актуально и очень модно, существует на Западе, например, школа Московича о социальных представлениях, что по предпосылкам примерно одно и то же.

Книга: Шибутани - классический учебник по социальной психологии, он, наверное, лучший. Он достаточно старый, но был переиздан (в 1997 или 1998 году).

Итак, во многих учебниках по социальной психологии большая часть того, что в них написано, относится к психологии малых групп. Почему? Во-первых, потому, что это достаточно легко измерять. Все социально-психологические методики, о которых вы слышали, которые используются в психологии организации и так далее, построены на таких объектах, как малая группа. Это легко контролировать, это легко лабораторно организовать. Пять человек собрать легко. А следующий этап - психология массовых процессов - Здесь все уже сложнее. Здесь происходит пересечение с предметом социологии как таковой. Она организационно (по крайней мере в нашей стране) выделилась совсем недавно. Если не ошибаюсь, факультет социологии Московского университета существует меньше, чем пять лет. Но исторически социология предшествует социальной психологии. Была общая психология и социальная психология. Потом из-за ощущения социологов, что их методов совершенно не хватает, они начинали сливаться, и получилась социальная психология.

Еще акцент на процессах, происходящих в малых группах, связан с практикой. Сейчас работа психолога в основном - или индивидуальная работа, что связано с личностью, представленной в качестве одного человека. И есть место, где есть заказы, где можно строить технологии и зарабатывать деньги - оргконсультирование. Оргконсультант имеет дело с малой группой. Рабочая группа, отдел, даже фирма - это конкретные представители различных малых групп. И все процессы, закономерности, которые описаны в психологии малых групп, они там имеют место быть, их очень много, и о них мы будем говорить отдельно.

Все то, что связано с психологией малых групп, в основном представлено и изучалось в западной психологии, а у нас был такой крен (не знаю, можно ли его назвать дефектом), связанный с идеалистической устремленностью отечественной психологии в будущее. Исследования малых групп у нас были связаны с понятием коллектива. Такое странное явление. Мы как раз, на мой взгляд, не были коллективом, в отличие от американцев. Мне кажется, американцы гораздо более коллективистский народ, чем русские. Но был такой социальныый идеал, и в связи с ним строились исследования коллектива как высшей формы малой группы. Известная книга В. Петровского - "Психология коллектива". Большая часть ее - идеальные рассуждения о том, как должно быть, когда наступит коммунизм, когда у людей такой уровень мотивации возникнет …. такая нравственность, что они смогут функционировать в этой чудесной форме коллектива. Но между тем там есть масса практических и мнимых положений, которые строятся на психологии ….. малых групп.

Последний круг проблем - социальная психология массовых процессов. Здесь группа не исчисляется единицами и уже вовсе несводима к [сумме индивидуальностей].

Если до определенного момента в динамике малой группы может прослеживаться индивидуальный вклад всех ее участников, то есть, допустим, груповое решение. Много интересных исследований. Например, недавно моя знакомая проводила серию исследований по поводу группового принятия решения на примере игры "Что? Где? Когда?". Это яркий пример малой группы, очень хорошо экспериментально построенной, высокомотивированной, у которой есть продукт, который она должна выдать. Это придуманная ситуация, но не для исследования, а экологическая - за одну минуту они должны выдать правильное решение в очень сжатых временных рамках. Она работала с сильной питерской шестеркой - где играет Друзь, Блинов… Каждый из этих шести людей представляют из себя яркую личность, яркую индивидуальность со своим способом мышления и так далее. При анализе групповых процессов в малой группе активно используется методы видеосьемки, ретроспективного востановления принятия решения и так далее. И в принципе в большинстве решений можно сказать, какой вклад внес каждый человек: кто-то повернул общий ход, кто-то настоял на своем, кто-то лидер, кто-то наоборот, от этого ушел. И все эти феномены наблюдаются.

Когда мы говорим о массовых процессах, происходит скачок. Ни о каком индивидуальном вкладе говорить не приходится, за исключением отдельной линии исследований - психологии массового сознания.

Это тоже отдельная линия исследований, она у нас сейчас активно ведется. Кстати, наша школа была очень сильной. Сейчас, конечно, в связи со слабым финансированием все чуть приутихло. Но в связи с политическими запросами, как-то: проведение переворотов в странах третьего мира, различные провокации, устройство демонстраций, организация массовых беспорядков и прочее. За рубежом, естественно, у нас это пресекалось на корню. В связи с этим исследования по психологии массового сознания и в первую очередь по манипулированию массовым сознанием очень хорошо финансировались компетентными органами и пребывали в расцвете, но были засекречены. Сейчас их финансирование уменьшилось, но зато они рассекретились. У нас на факультете даже читается курс. Известный психолог Назаретян выпустил книжку "Психология массового сознания" и какой-то подзаголовок.

Общий пафос в том, что в массовых процессах, хотя там и существует позиция лидера, как и в малых гуппах, и этот лидер обладает индивидуальными психолгическими особенностями, в целом возникает качественный скачок и возникают новые закономерности, личность стирается и другие …. Поэтому малая группа очень сильная за счет своей индуцированности, потому что действуют закономерности заражения, индукции, распространения. Но как ни странно, манипулировать массой, супербольшой группой значительно легче. И это можно делать гораздо технологичнее. Это высокоалгоритмизированный процесс, в отличие от манипуляций с малой группой и уж тем более с личностью. При суммировании людей индивидуальные различия сглаживаются и как бы исчезают. Другое дело, что происходит в тот момент, когда человек выходит из этой группы. Приобретает ли он обратно свои индивидные, индивидуальные и личностные качества, или он их там и оставляет, ….ренный этой массой.

Вопрос очень важный. При работе психолога с массой, идущей на демонстрацию, он не так важен. Важна узкопрактическая, ситуативная сторона - важно, чтобы не побили витрины, не допустить погромов. А при работе, например, с сектами, с тоталитарными сектами - это очень острый вопрос.

Я снималась в передаче про тоталитарные секты. Там много разных вопросов - как с совестью, выбором и прочими личностными ценностями корреспондирует. С другой стороны, не такой простой вопрос, что происходит с человеком, который выходит из секты - или его насильственным путем его оттуда вырывают, или он сам выходит, когда понимает, что с ним что-то не то происходит…

 

Hosted by uCoz