Малкин Вадим Игоревич.
О схеме PR-кампании.
15 ? февраля 1998 г.

 

Котельников. Оппозицию обозначил Марача как оппозицию технического и технологического подхода. Я от вас требую пока что только одну характеристику технологического подхода - технологический подход обеспечивает воспроизводство. Те, кто слышал мои лекции, помнят эту важнейшую характеристику технологии, а также технологизации. Если воспроизводство обеспечивается - можно поставить вопрос: воспроизводство чего? Вообще говоря, если брать тенденции технологизации, то она с моей точки зрения призвана обеспечивать воспроизводство всего и замещать культурный механизм воспроизводства, в том числе за счет разрушения институциональных структур. Я думаю, что на первый шаг этого достаточно. Спрашивается: каким образом обеспечивается в этом проекте PR-компании воспроизводство и чего. Все.

Малкин. С точки зрения технического подхода воспроизводиться будет, как это ни тавтологично звучит, то, на что сформулирована установка на воспроизводство. Все зависит от постановки задачи. А может ничего не воспроизводиться если, например, поставлена установка на развитие.

Елисеева. Перечислите то, на что может быть установка.

Котельников. Карт-бланш у Вас, Вы же ставите задачу. Я спрашиваю: что будет воспроизводиться?

Малкин. В рамках этой PR-кампании? Не знаю, еще задачу не ставили.

Котельников. Ну так поставьте.

Малкин. Я еще дойду до задачи примерно через два хода.

Я изображу схему организации PR-кампании. Это будет блок-схема, с которой работают путем заполнения блоков. Она основана на двух исходных посылках. Первая – различение акции и кампании. Обе эти вещи находятся в рамках технического подхода, направлены на решение определенных задач и целей, но различаются по тому параметру, что акция не предполагает обратной связи и последствий со стороны объекта воздействия. Если я провожу рекламную акцию, то она направлена на получение эффекта. Я изучаю ситуацию, в которой мне нужно достичь целей и решить задачи, просчитываю, как лучшим образом это сделать и действую. Для меня возможное встречное отношение той аудитории, с которой я работаю, есть сопротивление материала.

Кампания – более сложная техническая конструкция. Она предполагает:

1)                          политическую ситуацию в широком смысле слова, наличие других субъектов влияния на адресата, с которым я работаю.

2)                          рефлексивность адресата и возможность ответных действий с его стороны.

3)                          это сложная в хронологическом смысле структура, которая основана на оценке последствий каждой единицы, располагающейся во времени.

Гиенко. Поясните второй пункт.

Малкин. Если мне приходится работать с аудиторией, то я должен допустить, что мое действие по отношению к аудитории может быть интерпретировано отлично от моей исходной интерпретации, и в связи с этим иметь совершенно другой эффект.

Кампания также учитывает возможные акции моих конкурентов.

Литвинов. Выбор между акцией и кампанией определяется их техническими особенностями?

Малкин. Обычно выбирают кампании, а не акции те, кому в этом месте еще жить.

Котельников. Кто выбирает? Заказчик?

Малкин. Я не вводил фигуры заказчика и исполнителя. Я в рамках технического подхода выделил два способа работы. Соответственно, и у акции, и кампании есть фигура организатора, она подразумевается по статусу технического подхода.

Котельников. Могу я понять первую характеристику так, что организатор включает себя в число других субъектов и интересов?

Малкин. Организатор принимает решение и строит акцию или кампанию в определенной ситуации. Вне ситуации он не может принять решение, ибо он не может наполнить работу конкретным содержанием. Иначе получается, как у американцев. Один приехал из Индианы. У него есть универсальный способ проведения региональных PR-акций. Он проводит "День ….". Если акция посвящена праву, то он проводит День закона, если проблемам молодежи – День молодежи, если какой-нибудь партии – День рождения этой партии.

Котельников. Тогда эти ???? я должен понимать в точном соответствии с понятием ситуации: имеются другие субъекты и интересы, которые исключаются из воспроизводства. Они являются помехой – так сказано.

Малкин. Может, они наоборот, как раз и являются структурой, которая это воспроизводство обеспечивает. У меня задача – провести шаг развития.

Котельников. Нельзя говорить: "может быть" про техническое действие.

Малкин. Как? Все зависит от морфологии тех задач, которые ставятся.

Котельников. Значит, задачи еще не поставлены.

Малкин. Я пока работаю в техническом плане: молоток, долото… Ваше ограничение будет работать, когда пойдет заполнение блоков блок-схемы. Сейчас я ее изображу.

Блок-схема PR-кампании.

1.                           Стратегические ориентиры. Это внешний блок по отношению к планируемой кампании. Ориентиры выражены в виде ценностей, установок без отношения к ситуации.

2.                           Ситуация.

3.                           Цели. Требования к постановке целей получаются из соотнесения стратегических ориентиров с ситуацией.

4.                           Ресурсы, возможности, средства.

5.                           Задачи – получаются из соотнесения целей с ресурсами.

Реут. А специфика PR будет?

Малкин. Я изображаю схему кампании, а кампания по идее может быть не только PR.

Реут. И на схеме это хорошо видно.

6.                           Целевые и референтные группы. Имеется в виду, с кем нужно работать: целевые – по отношению к кому, а референтные – это кооперанты и конкуренты. Группы получаются из соотнесения задач с ситуацией.

Марача. Подождите. Интересно даже не то, чем задается на этой схеме отраслевая специфика PR, а интересно, чем задается то базовое отличие, из-за которого был весь сыр-бор: отличие PR от рекламы или пропаганды. Отличие в наполнении этих блоков или будет специфический блок?

Малкин. Во-первых, в пропаганде и в традиционной рекламе нет понятия целевая группа, и тем более – референтная. В традиционной рекламе у меня есть брэнд – продукт, который надо продвинуть для массового потребления. То есть для меня здесь нет пустого квадрата, он заполнен по умолчанию.

Гиенко. Что хорошо для "Дженерал моторс", то хорошо для Америки.

Малкин. Да. В этом квадрате – "вся Америка".

Марача. А если моя целевая группа задана спецификой продукта? Если я рекламирую инвалидные коляски или памперсы?

Литвинов. А памперсов в индустриальную эпоху не было.

Марача. Там был автомобиль "Форд" черного цвета.

Малкин. Он прав. Та диверсификация, которая задает узкие группы употребления товара, есть одна из ситуационных характеристик, вызвавших к необходимости PR и рекламу в рамках PR. В отличие от прежней рекламы, которая ориентировалась на обращение к городу и миру. Раньше машины были для всех. Массовый продукт в индустриальном обществе, где действовали технологии рекламы-1 и пропаганды не был ориентирован на узкие целевые аудитории. Он был ориентирован на массовый спрос.

Марача. А что, разве не было машин представительского класса?

Малкин. Их не рекламировали. Зачем?

Елисеева. Их заказывали.

Малкин. Кстати, лозунг "наша фирма в рекламе не нуждается" очень характерен для индустриального общества. Эксклюзивное, элитарное в рекламе не нуждалось. Целевая группа была очень мала, товар был настолько дорогой и качественный, что никакой рекламы было не нужно. Реклама была массовой.

Елисеева. А на схеме ситуация рассматривалась по-другому?

Малкин. Да.

Котельников. В мелкозернисто-стратифицированном обществе реклама невозможна.

Малкин. Реклама-1 невозможна, а есть реклама-2.

Котельников. Как элемент PR?

Малкин. Разумеется.

Котельников. Тогда почему в США, например, реклама возможна?

Малкин. Пока. И уже сейчас у нее большие проблемы.

Елисеева. А в чем проблемы в США?

Малкин. То, что покупается в китайском квартале, не очень хорошо покупается в русском квартале, а то, что покупается в русском квартале, не очень хорошо покупается в богатом квартале.

Елисеева. А должно быть как?

Малкин. Для традиционной рекламы-1 нужно, чтобы везде покупали, причем одно и то же.

Елисеева. А для рекламы-2 тоже нужно, чтобы везде покупали одинаково хорошо, но разное.

Малкин. Разное и разные люди. Начинаются скрещивающиеся технологии рекламно-PRовские, например, директ-маркетинг. Он бывает в извращенной форме, когда к вам пристают на улицах и в электричках. Но его суть – работа с клиентами. Более сложная технология директ-маркетинга: люди, которые занимаются впариванием, покупают газеты с объявлениями. Смотрят: человек дает объявление о покупке квартиры. Понятно, что недели через две человек ее купит. А они звонят и говорят: "Мы продаем новые шторы". Или материалы для ремонта.

7.                           Исследование ожиданий (целевых и референтных групп).

8.                           Медиа-исследования. Медиа – в широком смысле слова: откуда целевые и референтные группы получают сведения или знания. Я различаю сведения (знания) и информацию. Может быть, что отсутствие информации является источником определенных сведений. Например, когда девушка говорит: "Если я не позвоню, то все в порядке". В результате медиа-исследований получаются медиа-предпочтения.

9.                           Тематическое (спотовое) содержание.

10.                       Организационная форма. Она вытекает из целевых аудиторий и медиа-предпочтений

11.                       План акций и прогноз акций. Он задается на связке тематического содержания и организационных форм. План – того, что делает организатор, а прогноз – того, что будут делать другие.

12.                       Последствия. (общий смех)

Никулин. Это у Вас на выходе! А что на входе?

Малкин. Стратегические ориентиры! (смех)

Елисеева. Последствия должны замыкаться на ситуацию.

Котельников. Я правильно понял, что воспроизводятся именно последствия?

Никулин. Все заключить в черный ящик, кроме первого и последнего блока. Получится схема производства последствий из стратегических ориентиров!

Марача. Мне однажды подарили значок, пропагандирующий безотходные технологии. Там был изображен слоник, засунувший хобот себе в одно место. И написано: "Recycled".

Литвинов. А что, последствия действительно так никуда и не замыкаются?

Елисеева. Последствия точно должны пойти в ситуацию. Давай, рисуй стрелку в ситуацию.

Малкин. Последствия вне ситуации.

Никулин. Господа, время истекло.

Гиенко. Но мы хотим задать хотя бы один вопрос!

Никулин. Боюсь, это невозможно.

 

 

Hosted by uCoz