Консультация по социологии культуры 22 ноября 1997 г.

Комментарии к схемам.

 

Участники:

Марача В.Г. (лектор);

Громович И.А., Ерошкина Т.Ю., Качеровская И.Я., Литвинов Г.М. (студенты).

 

Прокомментирую бумаги, которые я раздал.

(комментарий к схеме номер три лекций первой сессии)

…Социотехнический подход, который по отношению к такому предмету или кругу явлений, как общественные изменения, действовал в рамке социального управления. Подход авторитетного для меня сообщества методологов применительно к проблематике общественных изменений состоял в том, что удерживалась рамка и идеология социального управления.

Другим авторитетным сообществом для меня было сообщество культурологов, которое было представлено корпорацией преподавателей отделения общей культурологии – школой Эльны Александровны Орловой. Это сообщество хорошо представлено в текстах. У методологов авторитет связан в большей мере с участием в деятельности, в большей степени устная культура, а тексты играют вспомогательную роль. А здесь больше авторитет текстов. Культурологическое сообщество подходило к тому же самому предмету с точки зрения рамки социальной регуляции. На общественные изменения они смотрят эволюционистски, как на естественный процесс, сами оставаясь в стороне. Общество как-то изменяется, я эти изменения фиксирую, говорю, что это эволюция или что-то еще. А роль культуры и профессиональный культурологический подход состоит в том, что культура рассматривается как механизмы и способы социальной регуляции человеческого поведения. Если говорить в естественнонаучном языке, то наблюдаемые явления – это изменения, а причинами или источником изменений является социальная регуляция, осуществляемая культурой.

Методологическая точка зрения является механизмической, а культурологическая – организмической. Почитайте об этом в лекциях первой сессии.

Культурология дополняет социотехнический подход тем, что учитывает некоторую органику, внутренний смысл, как бы "душу" культуры. А методология серьезно дополняет культурологию в тех моментах, когда нужно искусственно-техническое  воздействие, хотя понятно, что дополнение не бесконфликтное. Одни говорят: "Вы культуре в душу плюете", а другие отвечают: "А вы вообще тут сели и ничего делать не можете".

Схема номер четыре – схема акта действия. Она выглядит таким кирпичиком. Эти кирпичики могут складываться, например, в технологические цепочки, когда продукт одного акта действия становится материалом для другого акта действия. Или один акт действия изготовляет орудия для другого акта действия. В любых комбинациях – может изготавливаться знание, что угодно.

Схема номер пять – схема верстака. Пространство для конструирования рабочей онтологии и объекта социологии культуры. В середине место для работы, а вокруг разложен инструментарий четырех типов.

Схема номер шесть – каноническая. Это схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности.

Hosted by uCoz