А.Г.Шейкин, ст.преподаватель.

 

Проблемы преподавания теории культуры в специализированных высших учебных заведениях (На примере Высшей школы культурологии).

Статья по научному докладу на юбилейной конференции, посвященной 10-летию Высшей школы культурологии.

 

В данной статье автором сделана попытка анализа ряда проблем преподавания теории культуры в высших учебных заведениях. С момента введения культурологии в Реестр специальностей высшего профессионального образования, которое произошло в 1989 г., прошло достаточно много времени чтобы накопилось достаточно эмпирического материала  для анализа сложившихся за это время проблем теоретической интерпретации культурологического знания в процессе подготовки специалистов по данной дисциплине. Актуальность исследования этой проблемы самоочевидна: культурология  - одна из самых молодых дисциплин, которую преподают в ВУЗах не только как общеобразовательный предмет, но и как дисциплину специализации для учащихся. «Возраст» культурологии как преподавательской дисциплины весьма невелик, поэтому, с одной стороны, возникает целый ряд научно-теоретических и учебно-практических проблем, связанных с ее преподаванием, в особенности как дисциплины специализации учащихся. За недолгое время, прошедшее с того момента, как культурологию начали преподавать в ВУЗах как дисциплину специализации, еще просто не успело сформироваться поколение профессиональных преподавателей культурологии, которые смогли бы прийти на смену поколению ученых-прикладников, преподавателей, пришедших в кульльтурологию из других дисциплин (прежде всего обществоведческих и исторических), или энтузиастов-любителей. Отечественная традиция изучения культуры – традиция несомненно богатая и именами и работами, тем не менее ориентировалась прежде всего на прикладные исследования и интерпретацию культурных памятников с гуманитарных позиций, а кроме того, находилась под жестким идеологическим прессом и вынуждена была рассматривать культуру исключительно в рамках исторического материализма, или укрываться от него в строго прикладных и локальных исследованиях. Поэтому, на сегодняшний день культурология как образовательная дисциплина – предмет, который в максимальной степени зависит от взглядов и интерпретативных возможностей того или иного преподавателя (нередко даже от его личностных характеристик), а не от прочной теоретико-методологической базы и сложившейся традиции преподавания. Это приводит, прежде всего, к широкой вариативности материала, предлагаемого учащимся, и, нередко, низкого качества содержания и технологий преподавания культурологических дисциплин. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на сегодняшние общеобразовательные учебники по культурологии на русском языке, которые, за редким исключением, при сохранении общей структуры, требуемой государственными образовательными стандартами (общетеоретический раздел, обзор истории культуры, обзор истории ее познания, в основном, в отечественной гуманитарной традиции) дают настолько широкий спектр авторских интерпретаций, зачастую просто неграмотных и свидетельствующих о слабом знакомстве авторов с излагаемым материалом, что можно говорить не только о слабости образовательных школ в современной России, но и о профанации культурологии как познавательной дисциплины в целом. В последние годы эта ситуация имеет тенденцию к улучшению. Происходит естественный процесс эволюции, в котором откровенно слабые и некачественные учебники просто исчезают с полок книжных магазинов, а наиболее качественные, наоборот, активно переиздаются, хотя такое характерно только для центральных городов России. С другой стороны, также естественный процесс смены преподавательского состава приводит к тому, что появляются учебные пособия новых авторов, знакомых с более широким контекстом культурологического познания и осваивающих новые образовательные технологии. Однако на сегодняшний день преподавание культурологического знания, особенно в его теоретической и методологической частях, дает повод говорить о целом ряде существующих серьезных проблем. В данной статье делается попытка выделить и наметить основной круг проблем современного преподавания культурологии на примере индивидуального опыта автора, полученного за почти семь лет преподавания теоретических дисциплин в Высшей школе культурологии.

 

1

 

О теоретико-методологической базе преподавания теории культуры и существующих здесь проблемах. Слабость современной отечественной теоретико-методологической базы изучения культуры в рамках строгого научного знания определяется прежде всего преобладанием гуманитарной традиции в советской науке, где исследователю отводилась только роль интерпретатора истмата, применительно к исследуемому материалу. Это приводило к тому, что исследователь вынужден был «подгонять» изучаемый материал под заранее заданные и незыблемые теоретико-методологические рамки одной-единственной экономико-эволюционистской теории. Отсюда и проблемная неразработанность теории культуры, и малая вариативность и конкуренция (да и конкурентноспособность) собственно теоретических направлений в советской традиции изучения культуры. За исключением Тартусско-московской семиотической школы, Ростовской школы (М.К.Петров), и Ереванской школы (Э.С.Маркарян) в советской традиции изучения и преподавания теории культуры фактически не сложилось ни одной самостоятельной научной школы, базирующейся не только на теоретических исследованиях культуры, но и на конкретной практике ее преподавания в образовательных учреждениях. На Западе, в модернизированных странах, такая практика существовала и существует повсеместно: практически любой крупный западный университет (а имя им -  легион) сформировал собственную школу теоретического и прикладного изучения социокультурных проблем. Даже на сегодняшний день преподавание культуры в отечественных высших учебных заведениях практически не сопряжено с формированием и научно-исследовательской деятельностью крупных коллективов и ограничивается исследованиями отдельных авторов, которыми движет как правило практическая необходимость. Решение этой проблемы требует времени – должно прийти новое поколение преподавателей и исследователей воспитанное в нормальной научной традиции познания культуры, для которых преподавательская деятельность станет вторичной компонентой по отношению к деятельности исследовательской и у которых за плечами будет профессиональное культурологическое образование. И только для третьего поколения исследователей, воспитанного ими, при отсутствии кардинальных внешних воздействий, преподавание станет доминирующей компонентой профессиональной деятельности и будет сочетаться с деятельностью научной в процессе осуществления обучения. Высшая школа культурологии воспитывает как раз второе поколение исследователей, и    преподавателей культурологии.

Второй крупной проблемой теоретико-методологического характера, касающейся преподавания теории культуры в ВУЗах, является практически полное отсутствие профессиональной и качественной учебно-методической литературы по теоретическим вопросам изучения культуры. На сегодняшний день при преподавании теории культуры приходится пользоваться, помимо весьма скромного набора профессиональных учебных пособий, либо качественными общеобразовательными учебниками и научными текстами, либо использовать качественные учебные пособия по смежным дисциплинам (социологии, психологии и т.д.). Значимую роль играют также авторские учебные программы, которые в ВШК значительно полнее и подробнее, нежели даже в крупных ВУЗах. Качественная подготовка учебных программ, которые должны содержать развернутое теоретико-методологическое введение, конспективное содержание тематики курсов, а также подробные списки учебной, научной и справочной литературы, позволяют ориентировать студентов в материале изучаемых курсов и обеспечивать полноценную самостоятельную работу студентов над их изучением (что особенно важно для студентов заочного отделения). Актуален также вопрос о расширении объема установочных лекций по теоретическим курсам для студентов заочного отделения, ориентирующих их на технологии самостоятельной работы над изучаемым материалам и наиболее актуальной для них литературе по курсу. Кроме того, представляется необходимым использование инициативы самих обучающихся – привлечение студентов, особенно на старших курсах, где это сопряжено с преддипломной практикой, к подготовке учебных пособий и учебных программ. Помимо полезной практики, и развития навыков написания текстов (что актуально для обучающихся на очном отделении), это обеспечивает накопление необходимого материала для организации обучения теоретическим дисциплинам последующих поколений студентов-культурологов.

Еще одной важной проблемой, актуальной  для современной отечественной  культурологи в целом, и непосредственно отражающейся на преподавании курсов по теории культуры является пока еще слабая освоенность зарубежного опыта культурологических исследований. Несмотря на большое количество переведенных и изданных за последнее десятилетие зарубежных научных трудов по изучению культуры, составление списков литературы, доступной для большинства обучающихся, остается весьма сложным делом, во особенности когда это касается общей теории культуры. Несмотря на издание ряда классических трудов по изучению культуры (в особенности это касается классических работ эволюционистов, социологического структурного функционализма и направления «Культура и личность») и интенсификацию издания культурологических работ в последние годы, выбор литературы по специальности представляет немалую сложность как для обучающегося, так и для преподавателя. Доминирующими на рынке специальной литературы остаются издания философского плана, а также труды отечественных авторов. Зарубежные учебные пособия по культурологическому знанию, в отличие от научных трудов, практически не издаются на русском языке, поэтому преподавателям приходится ориентироваться, как правило, на зарубежные handbooks по культурной и социальной  антропологии, и смежным дисциплинам.

Кроме того, даже изданная литература остается недоступной для многих обучающихся (особенно заочников). Это связано и с кризисом системы научных библиотек, и с высокими ценами на специальную литературу. Одним из путей решения данной проблемы является использование иных видов носителей информации (прежде всего электронных), которые обладают пусть и меньшей доступностью, чем бумажные, но при этом имеют значительно меньшую себестоимость и большее удобство в использовании, а также значительно эргономичнее бумажных носителей. Опыт распространения учебной и научной литературы на электронных носителях также имеется в ВШК.

Наконец, последняя проблема, о которой необходимо сказать в плане теоретико-методологической организации обучения теории культуры – это проблема категориально-терминологического аппарата. Ни для кого не секрет, что культурология, как и многие дисциплины гуманитарного характера не обладает устойчивым и разделяемым в пределах научного сообщества набором категорий и понятий. Даже базовые понятия (такие как «культура», или «социум») в различных учебных заведениях, или даже в различных курсах в одном и том - же ВУЗе определяются по разному, что вносит некоторый сумбур в головы обучающихся. Очевидно, что стабильно понижающийся, как правило, уровень  среднего образования в России приводит к тому, что студенты, особенно на начальных курсах слабо ориентируются в языках науки вообще, и в операциональных определениях культурологического знания (особенно теоретического), в частности. Это делает необходимым подготовку специальной справочной литературы по «языку культурологического знания», в том числе и разработанных внутри ВШК, а также ставит проблему расширения объема освоения профессионального языка в рамках курсов начальных лет обучения (I и II курсы), что должно обеспечить выход студентов к дисциплинам специализации лингвистически подготовленными в пределах сферы своей будущей профессиональной деятельности.

 

2

 

О структуре учебных курсов и доминирующих образовательных целях. Учебные курсы по теории культуры составляют значительный блок дисциплин освоение которых необходимо учащимся для общего ознакомления с основными понятиями теории культуры, операциональными моделями и принципами построения теоретических суждений о культуре, базовыми теоретико-методологическими направлениями и методами изучения культуры, а также направлениями прикладной культурологической деятельности. Условно в основных учебных курсах по теории культуры, читаемые в ВШК можно выявить следующую логическую последовательность.

На первом году обучения студенты осваивают, в основном вводные курсы («Введение в культурологию», «Введение в гуманитарную культурологию», «Введение в искусствознание» - после этого, далее по тексту, я буду говорить только о своих авторских учебных курсах, читаемых в ВШК), знакомящие их со спецификой, предметом, объектом исследования выбранной ими дисциплины, основными принципами познавательной деятельности в ее пределах. Основные цели этих курсов – социализация студентов в новом для них предмете, сформировать устойчивые представления о характере и методах изучения кутьтурологии, в т.ч. в ее теоретической части, в ВУЗе, научить умению самостоятельно работать в иных, отличных от привычных им школьных, технологиях самостоятельной работы. Количество семинарских занятий в этот период должно быть минимальным – необходимо начитывание большого объема лекционного материала и время на «привыкание» студента к новым для него образовательным формам и технологиям, а также на установление определенных ролевых связей в обучающейся группе. Однако уже во втором семестре студентам читается полностью теоретический курс «Типология и морфология культуры», знакомящий их с принципами локализации культурных объектов и предполагающий уже наличие базового знакомства с категориально-терминологическим аппаратом культурологии – фактически это повторение и закрепление материалов вводных курсов но на качественно новом уровне сложности. Именно этот курс является наиболее сложным для преподавания, поскольку преподаватель уже работает в иных, более жестких технологиях, требующих от студента максимального внимания и быстроты освоения материала, хотя и является сравнительно несложным по его новизне, а студент вынужден вспоминать теоретический материал, освоенный в предыдущем семестре и привыкать работать с освоенным языком дисциплины, как с родным и не бояться его. В этом же семестре читается также и спецкурс «Социально-психологические аспекты культуры». Цель данного спецкурса – расширение рамок вводного курса, общее ознакомление студентов с основными смежными областями познания – социологией и психологией, а также выявление уровня усвоения материала вводного курса и умения его интерпретировать и репрезентировать в процессе семинарских занятий и итогового коллоквиума.

Этот научно-образовательный фундамент, заложенный в первый год обучения, разворачивается на втором году обучения в курсе «История культурологических учений». Данный двухсеместровый курс должен ознакомить студентов с историей существующей научной традиции познания культуры, дать общее представление, а также фактографический и теоретико-аналитический материал о направлениях, школах, персоналиях, научных трудах, идеях и теориях, относящихся к мировой традиции изучения культурных объектов (от эпохи Просвещения, до наших дней). Здесь учащийся должен не только выявить для себя историческую логику динамики форм, школ, направлений, методов и научных приоритетов исследователей, но и получить представление об актуальной современной ему проблематике изучения культуры для формирования у него первичных индивидуальных познавательных приоритетов, также для актуализации и систематизации ранее звучавших имен и названий познавательных школ, направлений, текстов. Данный курс предполагает (к сожалению, и в силу огромного объема материала) весьма ограниченное количество семинарских занятий, которые строятся на ряде ключевых для истории познания культуры текстов (Э.Б.Тайлора, Б.К.Малиновского, К.М.Клакхона и др.), которые должны научить студента работать с достаточно объемным текстом и реферировать его содержание в достаточно небольшое по объему сообщение (max.5-7 минут) с минимальным использованием вспомогательного материала при докладе.

Параллельно с этим курсом на втором году обучения предполагается спецсеминар «Философия и методология науки». Данный спецсеминар построен на знакомстве с основными западными текстами по его предмету, (начиная со сложившейся постпозитивистской нормальной философии науки  - Б.Рассела и «Венского кружка», до С.Э.Тулмина, К.П.Файрабенда и М.Поланьи – т.е. до современных постпозитивизма и редукционизма). Целью спецсеминара является ознакомление студентов с традицией истории развития представлений формах, возможностях, границах и методах научного познания, во многом определивших и современный облик науки и ход динамических процессов в эпоху НТР. Динамика представлений о научных парадигмах от раннего логического позитивизма до современного развитого постпозитивизма позволяет дополнить и расширить представления студента о науке как таковой, и о культурологии, в частности, о ее познавательных возможностях и границах, о собственных научных приоритетах и целях. Форма проведения занятий – доклады по текстам указанного выше круга авторов и активный полилог по их проблематике, - позволяет также  развить практику устных авторских выступлений студентов, умение работать с специфическим видом текстов (уже достаточно сложных) и реферировать их содержание.

Третий курс является периодом активного знакомства с кругом смежных культурологии дисциплин, их основаниями, теорией, историей, современным состоянием и актуальной проблематикой, а также внутренней структурой культурологии как сложной области познания. Читаемый здесь автором учебный курс «Культурная семантика и семиотика» также посвящен одной из актуальных проблемных областей познания культуры – изучению ее семиотических средств. Курс, ориентированный на студентов уже знакомых с основами теории культуры и имеющий представления об истории их формирования имеет своей целью исследование основных понятий и теорий, сложившихся в мировой традиции изучения проблематики, связанной со знаками и языками культуры (в философии символа и языка, логической семантике, лингвистической семантике и металогике, культурной и социальной антропологии) – по линиям синтактики, семантики и прагматики. Особое внимание уделяется в курсе семиотическим идеологемам постмодерна, как культурной ситуации эпохи в которой существуют слушатели курса, что дает предварительный подход к последующим прикладным курсам по специализации. Формально двухсеместровый курс разбит на две части, первая из которых – только лекционная, вторая же – только семинарская, в пределах которой анализируются самые разноплановые тексты культуры – вербальные, иконические, поведенческие и др. (с доминированием опять-таки современного отечественного материала) и по итогам которой студенты готовят проект исследования по семиотике, предварительно прорабатывая основные формальные позиции будущей дипломной работы.

Четвертый и пятый курсы связаны с доминированием дисциплин специализации, и, соответственно, с курсами по прикладным аспектам культурологии и спецкурсами по отдельным формам, объектам, и методам ее прикладного изучения, для того, чтобы соориентировать студентов к теме и проблематике будущей дипломной работы и возможных последующих исследований. Из теоретических курсов здесь актуальным является курс «Теория информации и коммуникации», в рамках которого даются основные логические, математические и семантические модели анализа коммуникативных процессов от вероятностной (математической) теории информации К.Шеннона и У.Уивера, до современных теорий массовой коммуникации (от Г.М.Маклюэна и Р.Серла, до Г.Хаймса и У.Гуденау (представителей когнитивной антропологии), и современных теорий информационного мониторинга и НЛП). Целями курса является знакомство студентов с сформировавшейся к сегодняшнему дню проблематикой изучения механизмов и технологий социальной коммуникации (от межиндивидуальной обыденной, до массовой) и формирования навыков и методологических приоритетов в изучении различных типов коммуникативных процессов на прикладном уровне. Формально курс выстроен также с явным преобладанием лекционных занятий, над семинарскими, что предполагается объемом прикладной информации на старших курсах при наличии активной практики студентов на регулярных студенческих конференциях и спецсеминарах.

Единственным небольшим общетеоретическим курсом, который только предстоит ввести в учебные планы ВШК для старших курсов является курс «Динамика культуры». Данный курс, актуализирующий проблемы культурной изменчивости предполагает уже наличие у студентов основного объема знаний не только по теории, но и по истории мировой культуры, умение распознавать и структурировать формы культуры, знакомство со смежными областями научного знания. Познавательными целями данного курса являются: выделение культурной динамики, как приоритетной области современных культурологических исследований, знакомство с мировой и прежде всего современной традицией изучения динамических процессов в культуре, теоретическая характеристика основных механизмов культурной динамики и актуальных их форм в современном мире, описываемая, в основном через социологические теории постиндустриального общества, и культурно антропологические теории «постнатальной культуры», и те же культурные идеологемы постмодерна.

Кроме того, в контексте прикладной ориентации обучения на старших курсах, и в связи с предыдущим общетеоретическим курсом, актуальным представляется спецкурс «Социокультурные последствия модернизации в России», читаемый на V курсе. Данный курс должен характеризовать современное динамическое социокультурное состояние России, данное через призму доминирующих в современном социокультурном знании теорий модернизации. Материалом анализа в спецкурсе являются все базовые формы культуры современной России: от экономических процессов, до обыденного уровня культуры и обыденных форм коммуникации. Познавательные задачи, решаемые студентами при изучении данного спецкурса связаны с определением основных тенденций динамики современной российской культуры и ее текущей динамики. Формально этот курс, как и предыдущий, также является, по преимуществу, лекционным, однако предполагает наличие ряда семинаров, характеризующих современную социокультурную ситуацию в нашей стране. На данном уровне подготовки студенты уже должны уметь самостоятельно выбирать анализируемый материал и осуществлять подготовку докладов и материалов для коллоквиумов на основе собственных исследовательских материала и технологий, сообразуясь с тематикой спецкурса, что также является хорошей преддипломной репетицией.

Такова, в целом, теоретическая модель основных курсов, практика преподавания которых связана с преподавательской деятельностью автора данной статьи в ВШК.

 

3

 

О выводах и перспективах. Первые десять лет активной профессиональной деятельности ВШК показали, что несмотря на явную молодость и неизбежную неоднозначность качества научной традиции познания культуры в современной России, деятельность в сфере изучения культуры и подготовки специалистов по ее изучению, по прежнему является актуальной. Несмотря на «смены мод» в образовательных дисциплинах и динамику приоритетов внимания государственно-управленческого аппарата, изучение культуры все же остается в числе актуальных дисциплин как научного, так и учебного плана. В деятельности ВШК, за прошедшие десять лет, наметилась не только необходимая для любого образовательного учреждения стабильность, сложились, в основном, технологии и традиции организации учебного процесса, сформировался профессиональный преподавательский коллектив, но и наметились позитивные динамические тенденции, практически независимые от внешних воздействий. Неизбежное повышение качественного уровня преподавательской деятельности, по мере накопления опыта и естественной селекции, увеличение числа выпускников с высшей оценкой и аспирантов, формирование традиции научной деятельности студентов и организации научных студенческих конференций свидетельствует о многом. Да и бесценный опыт организации и проведения учебного процесса в одном из первых профессиональных ВУЗов, начавших подготовку специалистов по культурологии, также значит очень многое. О многом говорит и постепенное, хотя и медленное, возрастание инициативы студентов в организации дополнительных форм обучения.

Нельзя останавливаться на достигнутом.

На сегодняшний деть динамика преподавания теории культуры в ВШК требует решения следующих значимых задач:

·        Расширения количества форм самостоятельного образования студентов, прежде всего за счет увеличения объема семинарских занятий, увеличения числа студенческих конференций и иных факультативных форм обучения c письменной и, прежде всего речевой практикой работы студентов;

·        Создания собственной базы учебной, научной и справочной литературы по теории культуры и культорологическим исследованиям в целом;

·        Активизации форм работы со студентами заочного отделения за счет расширения объема установочных занятий и электронных форм обучения;

·        Расширения сферы практических и полевых занятий со студентами старших курсов, по прикладным социокультурным дисциплинам, используя доступный и актуальный для них эмпирический материал и сфер современной социокультурной деятельности.

Именно эти задачи представляются автору приоритетными на последующие годы существования Высшей школы культурологии.

Hosted by uCoz