Коммуникативные средства Уличного Телевидения для развития Интернет-технологии «форум».

 

В.В. Гиенко

 Культуролог, ИСА РАН

1. Интерактивная технология «Форум».

 Одним из средств интерактивного общения в Интернет является технология «форум». На пользовательском уровне «форум» - это отсроченный диалог на заданную тему (т.е. сообщения хранятся в базе данных сайта и доступны через любой промежуток времени для пользователей, зашедших на сайт), в отличие от технологии «чата», где дискуссия осуществляется в режиме on-line.

Технология «форум» позволяет вести диалог с сохранением результатов, "следов" дискуссии. У дискутирующих есть возможность обдумывать ответы, у вновь подсоединяющихся узнать историю обсуждения. При этом обсуждение идёт в публичном пространстве и есть возможность вводить правила дискуссии. Протяженность дискуссии во времени влияет на живость, присутствующую в «чате», но результаты «форума» остаются в Интернете, что приводит к большей ответственности пишущих на «форуме».

Социологических работ, посвященных анализу содержания коммуникации технологии «форум» не много. Для социолога важно описать элементы сетевых взаимодействий, процессов социальной организации и взаимодействия, возникающих при воздействии средств групповой коммуникации в Интернет. Для обсуждения сетевых взаимодействий возникающих в Интернет в рамках проекта «Информатика сообществ» в этом году  выполнена техническая работа по созданию коммуникативного средства «форум» на сайте rranet.net. Данный «форум» позволяет также создать базу данных  участников проекта в автоматизированном режиме. Помимо технической работы требуется организовать деятельность по наполнению форума.

Таким образом, требуется разработка инструментов, позволяющих решать ряд задач в содержательном пространстве «форума»:

1) Уметь задавать темы для обсуждения, имеющие отклик у участников.

2) Анализировать работу в публичном пространстве форума.

3) Подготавливать модераторов форума, функция которых заключалась бы в  умении проводить селекцию сообщений в форуме согласно обсуждаемой теме. При этом сообщения, не работающие на цель дискуссии или нарушающие её нормы должны отфильтровываться.

4) Отличать форум от других средств публичного обсуждения, то есть выделить специфику данного коммуникативного средства.

Одним из способов решения перечисленных выше задач видится привлечение накопленного в других подобных коммуникативных технологиях опыта. В рамках данной статьи проанализирован опыт технологии Уличное Телевидение (УТ). УТ разрабатывалось как средство общения людей, не имеющих возможности выхода в Интернет. УТ, работая в условиях фактического отсутствия Интернет на большей территории Украины, решало задачу преодоления социальной дезинтеграции Украины состоящей из разных частей (Западная Украина, Восточная Украина, Крым) искусственно объединённых после распада Советского Союза. Задача объединения была успешно решена. Украина на сегодняшний день – единое государство. Заслуга преодоления дезинтеграции, в том числе, принадлежит и разработчикам технологии Уличного Телевидения – грамотно построенного социально-технологического средства. В рамках проекта «Информатика сообществ» предполагается разработка перспективных  для Интернет средств с целью выявление и описание механизмов преодоления дезинтеграции социального пространства современного российского общества в условиях переходного периода и нестабильности социальной системы.

Исследование позитивного опыта технологии УТ с целью последующего использования для развития форума группы «Информатика сообществ» по четырём вышеназванным направлениям и посвящена данная статья.

2. Основные технологически составляющие УТ следующие:

1)     машина (микроавтобус), рядом стоит телеоператор с камерой,

2)     проекционных экран, показывающий что снимает видеокамера(видеокамера, как правило, показывает говорящего в данный момент в прямом включении),

3)      ведущий с микрофоном,

4)     колонки для усиления звука микрофона.

5)     Иногда спутниковая тарелка для видео связи между машинами УТ.

6)     Обычно время работы (сессия) УТ длится 2-3 часа (подробное описание содержания сессии см. 7).  В зависимости от темы и цели выезда способ работы и тип сессии бывает разным. Машина ставится на площади, или у метро, количество участников, варьирует, иногда достигая 200-300 человек.(О типах сессий более подробно см. 4)

В основе УТ  лежит схема «многих знаний»: каждый из участников несёт с собой особое видение темы дискуссии, не сводимое к мнению оппонентов.(см. http://www.neapolis.narod.ru/diplom.htm стр.35). УТ это не интервью, не ток шоу. (подробнее о сущности УТ  см . 5)

Если кратко описать суть УТ - это средство, разговора на наболевшую, «живую» тему (примеры тем по поводу которых были проведены сессии: «как мы выживаем»; «будущее студента»; «закон о здравоохранении»; «статус неприкосновенности депутата»; «что такое элита?»). Иногда это может быть тема для обмена мнениями (футбол, событие или мероприятие в городе). (подробнее о темах см. 6) Ответ на заданную в начале дискуссии тему на сессии УТ рождается из обсуждения и фиксации точек зрения,  рефлексивного отношения к теме. «Подсадные утки», излюбленное средство телевизионных шоу, не используются т.к. они скорее мешают  высказаться по теме, которая  волнует участников.  УТ - это свободный микрофон, - возможность любому высказаться и быть  услышанным. УТ это способ:

-    создания органов самоуправления,

-        решения социально значимых  задач, как местного значения, так и в размерах страны (например, с помощью телемостов),

-        проведения референдумов, способ получения развёрнутых позиций человека с улицы.

По итогам сессии УТ осуществлялся её анализ (см. 3).

Очень важен способ подготовки ведущего, заключающийся в ориентации на нить дискуссии, продумывание ходов в обсуждении темы, при этом, не продавливая свою позицию,  удержание мнений собеседников. (Более подробно см. 5. подготовка ведущих).   

3. Анализ сессий УТ методом позиционного  анализа.

Для того, чтобы проанализировать любую из тематических дискуссий форума rranet.net, обратимся к способу анализа принятого на УТ. Анализ сессий  методом позиционного  анализа переработанный для УТ П.В. Малиновским, (cм., например,[4]) , использовался при подготовке ведущих УТ в Киеве(1999 г.). Ниже приведены его основные положения.

Миссией УТ является формирование  публичного субъекта социума.

Цель каждой сессии (выезда УТ) - выявление гражданской позиции у участников – активного отношения к своей судьбе и страны, своей семье и городу; размышление и разговор о будущем; восстановление жизненной  перспективы.

УТ создает сюжеты,  позволяющие участнику сессии проявить свою гражданскую позицию. Формирование гражданской позиции -  долгий процесс, занимающий годы, иногда жизнь. С помощью ведущего, на сессии УТ каждый имеет возможность проявить свою гражданскую позицию.

Рассмотрим процесс формирования гражданской позиции:

где

-1- — процесс доформирования гражданской позиции у участника сессии;

-2- — величина условного коэффициента эффективности влияния ведущего на процесс деформирования гражданской позиции у участника сессии. Заметим, что чем больше размер данного коэффициента, тем опытнее ведущий и тем удачнее прошла его сессия.

 Важно, что ведущий не формирует гражданскую позицию, а доформировывает ее. Рассмотрим схематизм гражданской позиции:

 

Первый элемент позиционного анализа - экспозиция ситуации. В зависимости, от того из какой позиции даётся определение ситуации, будет разворачиваться и ее содержание. Одновременно с этим вырисовывается позиция. Значимо место позиции на схеме.

Содержание ситуации.

Топик задает рамку общего понимания ситуации, и является единицей тематического анализа. Топик должен соответствовать экспозиции ситуации. Работая на сессии, важно уметь удерживать тот или иной топик, идентифицировать позицию, занимаемую человеком. Топик зависит от  позиционированности ведущего: при смене событий можно как сменить топик, так и остаться в прежнем.

При задании известного участникам коммуникации топика, у них складывается экспозиция ситуации данного позиционера. При отсутствии топика невозможно представить, о каком месте схемы идет речь. Проблема удержания темы является ключевой для коммуникативной работы. Иногда приходится возвращаться к теме  технически, чтобы удержать взаимодействие и, не дать людям уйти от занимаемой позиции. Если не контролировать коммуникативную ситуацию, участники сессии ведут себя ситуативно, при этом ведущий не будет понимать что происходит.

  Если не производить специально технологически (механизмом  является экспозиция ситуации) публичное до- и переопределение и ситуации -, то нельзя гарантировать сохранение общих смыслов и коммуникативного пространства.

 Законченной ситуацией будем называть событие, незаконченной  - эпизод.

Событие - единица разворачивания сюжета. Любая ситуация, заканчивающаяся и переходящая в другую ситуацию, есть событие. Более того, социальная психология дает короткое определение событию: событие - это граница между двумя ситуациями.

На уровне содержания, осуществляются сюжеты, разворачивающиеся и завершающиеся как набор событий.  Если  происходивших событий в сценарии не было, как набора сцен, то сюжет не состоялся. Для того чтобы фиксировать событие, надо чувствовать момент перехода от одной ситуации к другой.

 

Второй элемент позиционного  анализа – амплуа.

Амплуа - (от фр. emploi – применение) сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным человека.

Пресупозиция – понятийная или лингвистическая конструкция, на которой основываются принципиальные (для данной позиции) суждения («последнее основание»). Последнее основание – необходимо, для полного понимания говорящего.

Если человек на сессии, начинает обсуждать ключевое слово данного топика, имеющее определенное значение для него, то это называется позиционным стереотипом.

Сюжет построен, как разворачивание темы в рамках топиков. С помощью ключевых слов, проясняются пресупозиции участников, и выстраивается позиционная раскладка на площадке.

 

Третий элемент позиционного  анализа – статус (оценка и самооценка).

Статус - результат оценки позиции, внутренней или внешней.

Диспозиция - комплекс убеждений, придерживаясь которого человек образует самооценку.

 Принятие (или непринятие) норм и ценностей (ориентация на те или иные нормы) определяют соотношение между статусом и диспозицией.

 

Четвёртый элемент позиционного  анализа – роль (внутренняя и внешняя).

Ожидания человека, исполняющего роль, отличаются от  ожиданий,  группы или общества. В этом различии ожиданий суть ролевых игр.

НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК -  следует внутреннему убеждению, МОРАЛЬНЫЙ -подчиняется общепринятому.

Нравственность не противоречит морали, хотя моральный человек может быть безнравственным.

ПОСТУПКИ совершаются человеком в соответствии с нравственностью. МОРАЛЬНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ – сообразуются с нормой.

Если человек нравственен, то, согласно некоторым доктринам морали, он действует без каких-либо рассуждений, произвольно. Если же у него возникает моральная рефлексия, то он не нравственен в полной мере. Моральный смысл есть у поступка только, когда он определяется внутренними убеждениями. Узнать высоконравственного человека можно лишь, задав ему соответствующий вопрос, либо поставив  ситуацию морального выбора. С этой точки зрения, выведение разницы между внутренней и внешней ролью и есть ситуация морального выбора. У человека появляется препозиция.

ПРЕПОЗИЦИЯ - это развернутое суждение, о том, как себя вести в той или иной роли, попав в ситуацию морального выбора.

Здесь проявляется позиция. В схеме гражданской позиции это выражается через рефлексию, и начинается новый круг самооценки, теперь это  самооценка с учетом морального смысла действий.

В это пространство помещается все происходящее на сессии УТ, и необходимо удерживать все три плоскости, в том числе при анализе сессии УТ.

 Выше мы использовали схематизм процессов в пространстве УТ и проецировали на него сюжетирование и рефлексию.

4. Классификация типов сессий УТ.

Для того, чтобы уметь задавать темы обсуждения, имеющие отклик у участников сети rranet.net предлагаем, ознакомится с тематическим планированием в рамках УТ. Тематическое планирование предваряло каждую сессию УТ, в процессе которого планировался состав участников сессии и возможные линии развития темы.

Основанием данной классификации (По Ю.В Пахомову) является функциональная роль сессии в избирательной компании.

Остановимся более подробно на характеристики каждого из типов.

Первый тип сессий

1.1. Сессии, направленные на организацию помощи у частников друг другу - информационной (обмен социальными знаниями. и представлениями, жизненными стратегиями и способами решения житейских проблем), психологической (моральная поддержка) и действенной (инициирование реальной взаимопомощи в получении образования, трудоустройстве и т.п.)

1.2. Сессии, проводимые как тренинг продуктивной и осмысленной коммуникации и направленные на освоение участниками цивилизованных форм ведения дискуссии.

1.3. Сессии, направленные на общение как таковое, сплочение и сближение людей, достижение психотерапевтических эффектов.

1.4. Сессии-аттракционы: игры, шоу, конкурсы, бесплатные дискотеки и т.п.

Второй тип сессий

2.1 Проектные сессии

 

 

А. Проекты общенационального масштаба

Б. Местные проекты и инициативы

а) Имитационное проектирование, не обеспеченное реа лизационными ресурсами и не  предполагающее специальной работы УТ по вовлечению участников в реализацию

2.1. Аа Внешнеэкономические, «Дело учителей» по аналогии с

«Делом врачей» и т.п. 2.1.Аа.б Сессии, редуцированные до анализа ситуации (сессии концептуального уровня в уровневой схеме Котельникова)

2.1 Ба Подобная работа если и имеет смысл, то лишь в качестве исследования, предваряющего 2.1Б6 либо в иной подчиненной функции.

Б)«Майевтика», выявление и развитие проектных инициатив, потенцильн обеспеченных реализационными ресурсами и предполагающих специальную работу УТ по вовлечению участников в реализацию

2.1. Аб  Возможность делать это только  силами УТ (например, возбудить «дело Учителей») крайне проблематична 2.1.А66 Сессии, редуцированные до выявления «героев» для их последующей широкой презентации

2.1.Б6  Сессии, редуцированные до выявления «героев» для их последующей широкой презентации (интервью и моитажи для тиражирования на сессиях УТ и использования на ТВ как образцов успешного самоопределения и действия в современных условиях).

В) Продвижение и поддержка проектов, сложившихся вне УТ или уже раскрученных, начавших реализо- вываться;  вовлечение участников в их дооформление и реализацию

2.1.Ав Например, «Дело врачей»

2.1.Бв Осмысленная и потенциально продуктивная работа, которую могут проводить региональные игротехники

 

2.2. Сессии концептуального уровня.   Представлены    (2.1.Ааб)    в матрице проектных сессий как редуцированные варианты.

2.3. Сессии на выявление «героев» для их последующей широкой презентации (интервью и монтажи для тиражирования на сессиях УТ и использования на ТВ). Представлены (2.1.А66, 2.1.Б66) в матрице проектных сессий как редуцированные варианты. (В рамках полных проектных сессий «герои» определенного типа выявляются и дооформляются либо как носители проектных инициатив, либо для формирования «коллективного носителя» (2.1.Аа, 2.1.Ба),  либо для включения в уже раскрученные проекты ( 2.1 .Аб).

Третий тип сессий

3.1. Сессии, направленные на изучение штампов сознания, мнений и ориентации различных групп населения по значимым для проведения компании вопросам.

3.2. Сессии, имеющие содержанием обсуждение программ и проектов избирательной компании (с различной степенью привязки к именам, с различными возможностями и перспективами вовлечения участников в их реализацию).

Фактически, данный тип сессий имеет подвижную, вплоть до полного совпадения, границу с проектными сессиями различных подтипов. При этом возможен как вариант, когда работа по линии 2.1. опережает работу по линии 3.2, либо обратный вариант. У каждого варианта - свои плюсы и минусы.

3.3.   Сессии,   имеющие  содержанием  прямую   агитационно-контрагитационную борьбу (УТ как политический рынок).

Поскольку УТ по определению не может быть агитационной технологией, возможным содержанием работы по обеспечению такого рода сессий является:

- «Набор», «отбор» и «подготовка» (инструктирование, приглашение на сессии с нейтральной тематикой для тренинга и выработки эффективных приемов) отдельных мощных (эрудиция, сила аргументации, яркость речи, авторитетность среди населения) с точки зрения УТ активистов и агитаторов дружественных общественных сил и партий (агитаторы нового (хорошо забытого старого) типа);

 -  Обеспечение    агитаторам    организационных    преимуществ:

информирование о расписании проведения сессий, приглашение, посвящение в замысел и обсуждение схем взаимодействия с ведущим;

-  Обеспечение    агитаторам    содержательных    преимуществ (информационные материалы, схемы аргументации) преимуществ;

 - Обеспечение агитаторам тактических преимуществ (легкое, строго ограниченное!) подыгрывание во время работы на площадке за счет  избирательного включения участников в обсуждение - избирательного заострения дискуссии  на различных фрагментах  содержания,   избирательного  регулирования   степени отвлечения от темы, избирательного выявления неинформированности и ложных утверждений, вброса определенных видеоматериалов.

2. Полное пространство описания возможных типов сессий (Схема пространства описания разработана на основании «схемы репера» П.В. .Малиновского).

Язык описания сессий УТ в данном случае основан на выделения их компонентного состава. Пространство, в котором могут быть размещены различные компоненты, состоит из трех подпространств:

-подпространство тематического содержания, складывающееся в результате накопления и взаимодействия смыслов высказываний, которыми обмениваются участники

-обсуждения на площадке (о чем говорят);

 -подпространство событий (что происходит на площадке);

 -подпространство средств и способов работы ведущего, благодаря   которым он управляет движением смыслового содержания и ходом  событий на площадке (что делает ведущий).

На схеме представлено полное пространство описания возможных типов сессий. Это означает, что каждый конкретный тип сессий не обязательно будет отображен во всех трех подпространствах данной схемы. С помощью предложенной схемы могут быть описаны как планируемые, еще не проведенные сессии (работа на этапе планирования), так и уже проведенные и запечатленные на пленке (работа на этапе анализа)

.

Подпространство событий складывается из четырех вложенных одна в другую областей, в каждую из которых отображаются события различной природы. События объемлющего контура - например, музыка, выразительные речь и жесты ведущего, «шоу» - создают систему условий или «питательную среду» для событий в объемлемом контуре: привлеченные поведением ведущего или музыкой, люди подходят к загородке и вступают в общение друг с другом. Далее, в общении и обсуждении общественно значимых вопросов, за счет действий ведущего, могут быть выявлены участники с активной гражданской позицией, т.е. имеющие убеждения относительно обсуждаемого предмета и готовность действовать в соответствии со своими убеждениями. Наличие таких людей на площадке, в свою очередь, позволяет ведущему помочь им соорганизоваться для какого-то дела, начать вместе прорабатывать замысел и план его осуществления. Следует помнить, что четкие границы между событиями различных типов проводятся лишь в мышлении и на схеме, тогда как разворачивающаяся на площадке реальность может порождать неразложимые, целостные события, одновременно относящиеся к нескольким событийным областям.

Подпространство средств и способов работы ведущего также разделено на четыре области – в  зависимости от того, для управления каким слоем событий они используются. С точки зрения наблюдаемой реальности это разделение тоже условно: отдельные ходы ведущего могут управлять событиями сразу нескольких областей.

Область движения смыслового тематического содержания выделена из событийного потока в отдельное подпространство в силу его особой, - чисто идеальной природы и особой роли в контексте планирования и анализа сессий УТ.

 

 

5. Подготовка ведущих.

Средства и способы работы ведущего.

 

      Функция ведущего УТ сходна с функцией модератора «форума», поэтому для нас важно детальное рассмотрение фигуры ведущего и средств его работы.

При хорошо развитой процедуре анализа сессий Уличного Телевидения  способ подготовки ведущих принятый в группах подготовки у П. В. Малиновского с помощью тестовых отсевов и ряда игровых мероприятий (проводилась специальная деятельностная игра «ДИВО» для тестирования способностей ведущего) не очень эффективен. Опыт работы автора статьи с ведущими, подготовленными данным способом, говорит, что хорошо зарекомендовавшие себя в теоретической и игровой подготовке ведущие, не всегда представляют, с чем им придётся столкнуться на практике (площадке УТ).  В то же время способ набора ведущих УТ предложенный в студенческой сессии С.И. Котельниковым, при котором можно проверить способности к данной работе на месте представляется более перспективным (таков был способ набора ведущих в отделении работавшем с Киевской областью, дополненный умением брать интервью, коллективным разбором и подготовкой сессий УТ).  С точки зрения форума для подготовки модератора важна разработанная автором «речка» смысла дискуссии: обсуждение рассматривается, как русло реки, где берегами выступают нормы дискуссии, нить дискуссии образует форватер. Участники двигаются по течению к цели дискуссии. По пути русло изобилует мелями пустых смыслов двигающимися вне фарватера и против течения участниками со своими смыслами. Дискутирующие участники на своих корабликах могут не заметить маяков фарватера и не добраться по бурной культурно-семиотической реке до цели дискуссии - «утонуть» в дебатах и «правдоискательстве».

На «Уличном Телевидении» осуществлялась работа по подготовке ведущих для работы на сессиях.  Создавались специальные обучающие фильмы. Примером такой работы  является. Методическое пособие для начинающих ведущих УТ Ю.В.Пахомова (Киев 1999г.) на основе которого,  рассмотрим

 Средства и способы работы ведущего УТ

1. Приемы привлечения и вовлечения. Данные приемы — если только сессия не задумана, как чистое шоу – являются служебными по отношению к развертыванию тематического содержания, проявлению позиций и проектированию: для того, чтобы все это случилось, необходимо сначала чем-то заинтересовать людей и собрать их у барьера, втянуть в беседу тех, кто только слушает. Иногда это случается само собой и не требует от ведущего каких-то специальных усилий, но это лишь иногда... Для достаточно полной инвентаризации приемов и способов вовлечения требуется специальная обработка большого количества видеозаписей, а для их эффективного освоения - применение специальных учебных средств. Пока ограничимся лишь первыми попытками выделения такого рода приемов.

Значимым для описания приемов вовлечения является разделение физического пространства работы ведущего на три области: область взаимодействия с включившимся в общение персонажем (1), область расположения людей, подошедших к загородке (2) и область удаленного расположения потенциальных участников, проходящих мимо, слушающих или глядящих на экран (3). Типичная задача ведущего по отношению к обитателям области (2) - включить пассивно слушающих персонажей в обсуждение, а по отношению к обитателям области (3) - если не втянуть в разговор, то по крайней мере заставить перейти в область (2).

Рассмотрим теперь некоторые приемы вовлекающего воздействия на людей, занимающих наиболее удаленную пространственно область (3) . По всей видимости, эффективность таких приемов во многом зависит от слаженности действий ведущего и видеооператора.

 

а) Использование смыслового фрагмента из высказывания персонажа П для «атаки» на персонажа ПЗ.

ПРИМЕРЫ.

Собеседник (П): К власти должен прийти добрый, порядочный человек. Ведущий (В): Посмотрите, во-о-он у колонны юноша (ПЗ) стоит в белой рубашке. У него вид очень доброго, порядочного человека. Может быть мы его выберем в верховную власть? Эй, юноша, подходите ближе, сейчас

мы вас будем в Президенты выбирать!

 

***

П: Вся беда в том, что всюду женщины командуют, и в семьях они

командуют.

В: Где. у нас тут женщины? О! Вот она (ПЗ), наверное, командует.

Скажите, женщина вы у себя в семье командуете?

***

П: Вы поймите меня правильно, я не призываю к революции, я не хочу, чтобы войска тут, в городе...

В: Конечно, кому нужны танки на Майдане? Молодой человек с бутылкой пива (ПЗ), вы киевлянин? Вы ведь не хотите, чтобы сюда, на Майдан, танки въехали? Нет? Да подойдите поближе, а то мне к вам микрофон тянуть неудобно!

 

***

П: Благоустроенность и процветание города зависит прежде всего от нас, киевлян.

В: Вы знаете, мы не первый день уже работаем. И обычно около нашего микрофона собирается человек сто-двести. Вчера даже в дождь стояли люди и обсуждали. А здесь -. никого кроме вас. Вон люди стоят поодаль, проходят мимо ( ПЗ) и никто не подходит. Или это место такое проклятое? Или, киевлянам всё равно, в каком городе они  живут и будут жить? И тогда, если следовать вашей логике, Киев так никогда и не станет европейской столицей?

Разберем приведенные примеры более детально. Как правило, при атаке на ПЗ ведущий прежде всего выделяет его, описывая некоторые детали внешности (юноша у колонны в белой рубашке, молодой человек с бутылкой пива). Для чего это делается? Ведущий тем самым выделяет ПЗ для окружающих, помещает его в центр внимания: да-да, именно о вас идет речь и это ясно всем, кто здесь находится. Далее следует попытка «зацепить» ПЗ. При этом ПЗ либо. становится предметом суждения и используется ведущим как «ходячая иллюстрация» для подтверждения того, о чем высказался П (первые два фрагмента). Либо же ведущий пытается обратиться к ПЗ как к собеседнику и обсудить с ним нечто, высказанное П (третий фрагмент). И том и в другом случае, как только ПЗ откроет рот, ведущий тут же просит подойти его поближе, чтобы удобнее было говорить в микрофон. Четвертый фрагмент интересен тем, что в качестве «зацепки» используется вопрос, в сжатом виде выражающий один из ядерных смыслов темы сессии в целом.

б) Использование диалога между ведущими для атаки на ПЗ.

ПРИМЕР

В1: Здесь работает «Уличное Телевидение». Мы приглашаем всех, кто нас

слышит к микрофону обсудить вопрос: "Зачем нужна семья, зачем

создавать семью? " (большое 'количество прохожих (ПЗ) быстро идут

мимо на значительном удалении от установки)

В 2 (о ПЗ): Куда это они все торопятся?

В1: Да, интересно, куда? Эй, люди, куда торопитесь? Неужели к своим

семьям? Зачем они вам нужны?

В2: Они не знают, зачем.

В1: А может быть, у них нет семей?

в) «Атака» на ПЗ в связи с его неучастием в обсуждении.

ПРИМЕРЫ

В: А вы что не подходите, молодой человек? Разве то, что происходит в Верховной Раде, вас не касается? Нет? Вы что же, не живете по тем законам, которые она принимает? Нет? Говорите, если жить по этим. законам, то ноги протянешь? Ага, вы вот ноги не протянул. И далее пиво пьете. - Далее следует применение приема (а) - А вы, молодые люди, тоже пиво пьете — вы тоже не живете по нашим законам?

* * *

В (о ПЗ): Вон молодой человек в стороне стоит. У него, наверное, нет семьи. Иначе бы он знал, как ответить на этот вопрос.

г) Использование одних участников (П,П2) для привлечения и вовлечения ПЗ.

ПРИМЕР

В (к П): Не подходят люди, не хотят со мной говорить. Может быть, вы их позовете и с вами поговорить захотят.

д) Быстрые перемещения ведущего по площадке и обращение к удаленным прохожим (ПЗ), находящимся в различных направлениях относительно установки УТ.       

е) Использование происходящего на площадке, в качестве примера, при обсуждении дискуссионного суждения или при постановке вопроса. Данный прием («рефлексивное оборачивание) эффективен не только как средство вовлечения, но и как способ управление коммуникацией (в частности, средство порождения мощных контрпримеров)

 

ПРИМЕРЫ

П: Газеты, телевидение, вообще средства массовой информации - это

мощное средство формирования общественного мнения.

В: Вот смотрите. Вы отсюда — говорите туда (показывает на экран). И

все вокруг вас видят и слышат. Как вы думаете, какое влияние на мнение

присутствующих здесь людей вы оказываете?

В: Зачем нужны телевидение, газеты? Некоторые считают, что там вранье одно, ничему нельзя верить!

П: Нельзя же всех чесать под одну гребенку. Бывают журналисты, которые действительно врут, а бывают те, которые пишут и показывают правду.

В: А как отличить? Смотрите! (становится рядом) Вы журналист и я журналист. Стою я - и стоите вы. Как отличить, кто из нас врет, а кто говорит правду?

* * *

П: Невозможно получить бесплатно медицинскую помощь, ни хоть какую-то  инфрмацию, касающуюся здоровья.

В: Неужели? А ведь здесь кое-что об этом уже рассказывают. И обратить внимание - абсолютно бесплатно. Будете внимательно слушать - узнаете много полезного.

ж) «Обволакивание» ведущим высказываний персонажа яркими, выразительными, эмоционально насыщенными комментариями (прием работает на вовлечение как ПЗ, так и П2).

ПРИМЕР

В (убежденному холостяку): А вот доживете вы до 70 лет — кто вам

тогда еду приготовит?

П: Прислугу себе найму.

В: Это на какие ж деньги?

П: А на те, что на жене сэкономлю.

В (как бы потрясен, говорит громко и бурно жестикулирует): Вот это

да!! Гениально!!! Вы только послушайте, что мужчина предлагает!

Сэкономить на жене, чтобы иметь обеспеченную старость! Что вы на это скажете?

з) Втягивание П (П2), а косвенно и всех присутствующих через частичное "делегирование" функций ведущего

 

ПРИМЕРЫ

В (к П или П2): Продолжать нам работу или сделать объявление?

***

В (к П или П2): Кого из стоящих рядом с вами (П2) я спросить должен?

***

В (о высказывании П): Я что-то ничего не поняла. Вот вы, женщина (П2), вы что-нибудь поняли? Может быть, вы нам расскажете, что же

имелось ввиду? Нет? А кто понял?

***

В: Вы можете объяснить мне, что это такое мудреное он сказал?

Отлично! Тогда я и впредь к вашей помощи буду обращаться, хорошо?

***

В: Как вы думаете, что сейчас здесь происходит? А на какой вопрос отвечает мужчина?

В первых двух фрагментах ведущий втягивает участников в действо через обсуждение с ними следующего шага в ведении сессии, в третьем -через обращение к ним вопроса на понимание того, что сказали другие, в последующих двух - через закрепление за ними определенных коммуникативных ролей  (роль  "переводчика",  понимающего. и объясняющего .что говорят другие и роль понимающего, что происходит на площадке).

Рассмотрим случаи комплексного применения описанных приемов

В: А вы не  разговариваете, как Ирина, со своим телевизором?

П: Так он же неодушеленный, что у меня с ним общего?

В: А в том, что происходит здесь — есть у вас с кем-то что-нибудь

общее? (Прием а)

П: Есть, но людей здесь очень мало.

В: Людей мало? Эй, люди, вас мало!!! (Прием а)

 

Приведем фрагменты сессий, презентирующие некоторые другие приемы вовлечения, уже без обобщающей характеристики этих приемов.

В: А вы что здесь стоите, не идете к своей семье? Что? Семья вам не нужна? Мы со своим уличным телевидением вам нужнее, что ли?

В: Хотелось бы услышать от вас какой-нибудь свежий анекдот про отдыхающих...- через 10 минут, воспользовавшись паузой в разговоре -Итак, кто знает анекдот из жизни отдыхающих? - через 10 минут - Ну что, анекдот про отдыхающих так и не вспомнили? -Еще минут через 15 - Интересно,  порадует меня  сегодня кто-нибудь анекдотом про отдыхающих или нет?

В: Посмотрите на экран — кого вы там видите? Вы себе нравитесь?

П: Журналиста, который специализируются на вранье, можно отличить

по блестящим глазам и трясущимся рукам

Ведущий тут же начинает трясти рукой с микрофоном

***

В: Интересно бы узнать мнение людей, которые только что подошли.

Вот вы, молодой человек...

***

В (к П}: Вы откуда, из России? Поднимите руки, кто еще из России (к П2,3)? Ого! А как вас зовут (к П)? Россияне, поприветствуйте своего земляка!

2.1. Средства организации коммуникации. Смысловое пространство.

Смысловое пространство - это организующая логическая схема, в рамках которой должны двигаться и разворачиваться относящиеся к теме смыслы. Основой, для работы по формированию схем данного пространства на этапе подготовки к сессии, является аналитический подход к систематизации смыслового содержания, подразумеваемого ведущими за названием   темы.   Раскрытие   содержания   осуществляется   как последовательное расчленение на смысловые компоненты целостного смысла названия, последующее расчленение компонентов на компоненты следующего уровня и т.д. Таким образом, наиболее приемлемым для схематизации является язык древовидных графов, в узлы которых помещаются наименования (описания) смысловых компонентов. Тогда связи между узлами - суть логические связи, которые в зависимости о «природы» смыслового содержания и принятого подхода могут иметь различное категориальное значение (часть-целое, общее-частное, причина-следствие, цель-способ достижения,  инвариант-варианты, объект-характеристика, объект-аспект и т.д.). Дополнительным средствами схематизации может быть, в частности, обозначение особыми знаками базового для разворачивания дискуссии логического отношения противоречия между смысловыми единицами. Дальше можно размышлять о других дополнительных средствах схематизации.

Язык схематизации тематического содержания

ПРИМЕР 1. Иллюстрация на материале анализа видеофрагмента из учебного фильма Ю.Пахомова по теме «Построение оппозиции» (на пленке запечатлен фрагмент обсуждения по теме «Здоровье»)

ПРИМЕР 2. Иллюстрация на материале анализа видеозаписи сессии  О.Краснокутской 13.08.99

  В ходе работы на площадке, ведущий не только использует полученную на этапе тематического планирования схему для организации и «поглощения» смыслового материал сессии (ассимиляция по Ж. Пиаже), но может также видоизменять схему, приспосабливая ее к имеющемуся материалу (аккомодация).

Ассимиляция и аккомодация  могут и должны происходить не только и не столько во время работы на площадке (контролируемо делать  это в реальном времени крайне трудно). Эти процедуры должны проделываться также в форме последовательной корректировки и развития исходных схем при многократном проведении сессий по одной и той же теме с последующим их анализом. Впрочем, процедуры ассимиляции и аккомодации применимы и ко всем другим единицам средств и приемов ведущего.

По отношению к темам, которые, как предполагается, будут иметь ключевое значение на активном этапе компании, должен применяться следующих алгоритм обработки:

2.2. Средства организации коммуникации. Коммуникативные акты и фигуры. Коммуникативные акты и фигуры - это инструменты ведущего, с помощью которых он разворачивает тематическое (смысловое) содержание на сессии в соответствии с подготовленной на тематическом планировании схемой. Под коммуникативными актами будем понимать здесь такие «атомарные» единицы работы ведущего как вопрос, перефразирование, резюме, комментарий, введение моделей и метафор, заимствование и имитация высказываний. В частности, вопросы и комментарии могут использоваться для «включения» логических связок смыслового пространства, обеспечивающих смещение фокуса обсуждения от одного смыслового блока схемы к другому (ПРИМЕР: «Неужели наше здоровье зависит исключительно от силы духа?» - вопрос инициирует поиск аудиторией других возможных факторов см. схему ПРИМЕР 2). Под коммуникативными фигурами будем понимать более сложные действия, в том числе построенные с использованием различных коммуникативных актов. Частные задачи, которые могут решаться с использованием фигур и актов в рамках задачи реализовать смысловую схему - это обеспечение понимания высказываний участниками обсуждения, выявление и предъявление различных точек зрения, их соотнесение, поиск альтернативных точек зрения и организация их конфликтного взаимодействия, поиск аргументации, обострение суждений участников и доведение их до абсурда с целью инициировать размышления и дискуссию, пресечение отклонений от темы и включение в тематическое пространство удаленных смысловых элементов. К коммуникативным фигурам относятся также избирательное обращение к различным участникам и избирательное замыкание их друг на друга для управления движением по теме. Сюда же относятся действия, обеспечивающие понимание длительных отрезков хода дискуссии и основных оппозиций. А также действия по установлению норм коммуникативного поведения (вплоть до введения коммуникативных ролей и правил коммуникативных игр).

3. Способы проявления гражданских позиции. Для выделения таких способов требуется анализ соответствующих записей. Предварительно можно выделить способы проявление и дооформления позиции через субъективирующие вопросы, спровоцированный  конфликт, через концентрацию внимания аудитории на «антигерое», реакцию на

- воображаемую или реально созданную здесь-и-теперь ситуацию.

ПРИМЕРЫ

В: Можем ли все мы, здесь собравшиеся, объединиться вокруг идеи построить что-то? Хотя бы и договориться и прийти к согласию между собой?

***

Ведущий (после рассказа шахтера, одного из пикетчиков на Лютеранской): А кстати, киевляне! Мы тут услышали, что у шахтеров, которым полтора года не выплачивают зарплату, городские власти приказали отобрать спальные мешки. Можем мы чем-то помочь им? Мужчина в рубашке: Они уж десять лет сюда ходят, а результата нет! Ведущий: Я задал конкретный вопрос: вчера у людей отобрали спальные мешки и матрасы. Вы что-то можете сделать? Способны вы на поступок?

Женщина: Я— помогу этим людям, пусть даже сама голодная останусь. Пожилой мужчина: Вы не согласны с тем, что делает милиция? Призываете нас к бунту?

Ведущий: Если кто-то из вас придет на Лютеранскую 22 и чем-то поможет людям — это бунт? (обходит собравшихся по очереди с микрофоном)?

- Да, бунт.

- Бунт.

- Не знаю.

Ведущий: А вы пойдете, чтобы помочь?

- Да.

Ведущий (идет с микрофоном дальше): Бунт?

- Не знаю, но милиция может забрать.

Ведущий: И после этого вы говорите, что вы свободные люди? Что вы

что-то можете? В вашем городе инвалиды брошены ночевать на голом

асфальте — и вы не чувствуете личной ответственности за это?

Шахтер: Я бы хотел сказать киевлянам спасибо, многие из них нам

помогают.

Ведущий: Кто из присутствующих помогал шахтерам? Вы? Подойдите

поближе, чтобы вас у видели. Вы считаете себя свободным человеком?

4. Способы и схемы проектирования. Здесь также требуется анализ записей. Предварительно можно выделить такие средства, как анализ отдаленных последствий, расширение рамок объекта проектирования, поиск новых ресурсов, переформулирование целей, выявление конфликта интересов относительно   объекта. Можно рассмотреть весь арсенал инструментов инженерного проектирования, а      также использовать стандартную схему проектирования.

 

Рассмотрим более детально некоторые из возможных подтипов проектных сессий типа 2.1.Б6 (подтипы выделяются в данном случае на основании  сочетаний  социальных  фигур,  кооперацию  которых предполагают локальные проекты).

 

 Проекты типа ВЛАСТЬ-НАРОД.

1.1. Интеллектуальная кооперация: проведение «микрореферендумов» УТ для обсуждения острых проблем местного значения или перспектив развития территории, относительно решения которых местная власть еще не выработала решения или не выбрала решение из нескольких альтернативных. Из стоящих перед властями проблем и вопросов вычленяются   и   облекаются   в   адекватные   формулировки   и видеопрезентации те, которые наиболее приемлемы для обсуждений на сессиях   УТ   (критерии  надо рассматривать   отдельно).   Результаты «микрореферендумов» - оценка различных вариантов, с точки зрения самого населения (с которой необходимо считаться при окончательном выборе и демонстрировать это в телепередачах с соответствующими материалами УТ), а также получение новых, нетривиальных идей (в случае их включения в проекты и планы - также демонстрация по ТВ).

1.2. Кооперация материальных ресурсов: использование опыта работы в компании Суркиса (УТ принимало участие в компании по выборам мера Киева весной 1999 года): выявление общиной микрорайона (города, поселка) неотложных задач по благоустройству, организации досуга и т.п. -выделение из них реально выполнимых и последующее объединение ресурсов властей (техника, материалы, инструмент, квалифицированные специалисты, всевозможные разрешения в т.ч. в порядке исключения и эксперимента, финансы) и населения (рабочие руки, квалифицированные специалисты, финансы)

2. Проекты типа ВЛАСТЬ-БИЗНЕС, ВЛАСТЬ-НАРОД-БИЗНЕС. Финансирование    бизнесменами    благоустройства    территорий, строительства, организации общественных работ, экспериментов в рамках «дела врачей»; благотворительные вложения в образование и молодежный досуг, помощь социально незащищенным – в обмен на эквивалентные налоговые освобождения и рекламу в прессе и по УТ-ТВ. При этом население может привлекаться как для участия в определении объектов первоочередного финансирования, а также для обсуждения уже случившихся прецедентов и генерирования новых предложений и проектов.(Из других работ Ю.В. Пахомова по ролевым играм см.[17]).

 

6.  Темы УТ.

Для проработки тем «форума» и выделения специфики коммуникативной технологии на «форуме» среди других подобных технологий необходимо ознакомится со схемой уровней тем на УТ, а также выявить определение коммуникации.

 Рассмотрим схему «уровней тем», предложенную С.И. Котельниковым.

 Темы с которыми работают ведущие УТ можно условно разделить на три уровня:

концептуальный уровень.

Это темы, разработка которых происходит по онтологическим схемам. Примерами таких тем могут быть «Политическая инфраструктура», «Национальные интересы», «Образование», «Семья».

— уровень избирательной компании. Темы черпаются из смыслов, близких к избирательной компании; разных проектов. Примерами таких тем могут быть темы на медицинскую тематику, связанные с движением «Пульс Украины»; темы, в которых предметом обсуждения выступает само УТ.

— событийный уровень.

Источниками тем являются актуальные события, происходящие в стране. При этом необходимо различать события общенационального и регионального масштаба.

 

7.  Определение коммуникации в рамках УТ.

(по С.И. Котельникову) Во время работы УТ наблюдались многочисленные, попытки встроить УТ в другие задачные формы организации деятельности и технологии. УТ путают со средством массовой информации (СМИ), в частности, с телевидением, с агитационной машиной или с разъездным рекламным бюро. 

   Однако, неожиданно для самих авторов попыток, УТ начинает работать против них: прямая агитация (или даже предположение о ее возможности) на улице встречает раздражение и отпор, информирование выглядит скучным перефразом уже известных из СМИ новостей, реклама, не привязанная к некому событию «здесь и теперь», отгоняет людей от экрана.

    Есть и более изощренные попытки свести все многообразие процессов на УТ к одному или нескольким простым процессам. Со стороны населения - это «истерика правдоискателей», изливающих в микрофон свою злобу или отчаяние, «разоблачение» самого УТ (попытки рефлексии), попытки употребления УТ в качестве тарана против чиновников и пр. Со стороны игротсхников (ведущих) - это нерефлексивное применение техник и приемов из организационно-деятелыюстных игр (ОДИ) - организации коммуникации.

Рамки коммуникации на УТ.

     Невозможность или неспособность найти рамки (смысл, цели, назначение, функции) коммуникации толкает ведущих УТ к просветительству на улицах, - к просветительству через псевдопроблематизацию представлений участников.

       Неопределенность рамок обусловлена такими причинами как:

            -сложность системного проекта кампании, запускающего множество рабочих процессов с неясными связями и отношениями;

           -отсутствие прямых заказов (кроме проекта «врачи») и заданий;

-принципиальная возможность редукции УТ до коммуникативной «машины».

Объективные трудности обнаружения рамок коммуникации не освобождают от проектирования собственного содержания УТ.

Рамки коммуникации в СМД подходе.

Принципиальная рамка коммуникации в СМД подходе - рамка мыследеятельности (МД). Онтология МД предполагает разнообразие отношений между мышлением, мыслекоммуникацией и мыследействованием.[16] В частности, возможны организация и   управление коммуникацией со стороны мышления. Мышление предлагает понимающему схемы, ограничивающие простое узнавание, подведение под понятие или смыслопорождение. Эта редукция МД ограничивает и само мышление статусом средства организации коммуникации.    Она  стала основной в оргпроектах ОДИ, где методология сталкивала мышление с предметно организованным пониманием профессионалов.

    На УТ эта редукция автоматически ведет к игродельческому просветительству  в силу отсутствия у участников объектов понимания, равномощных методологическим схемам.

 В СМД подходе попытки предметизации коммуникации как таковой столкнулись с проблемой частичности практики ОДИ, что, собственно, и обнаруживается на УТ. УТ имеет дело с непредметным, вообще – адеятельностным пониманием, фактически с узнаванием собственных представлений и должно » организовывать перевод узнавания в деятельностное понимание. После этого возможна коммуникация по понятию.

Событийное пространство деятельностного понимания.

Организация событий на УТ - трудное дело. В масштабах избирательного округа и даже города возможны проектные сессии, втягивающие население в деятельность, где станция УТ становится центром проектной коммуникаций. В масштабах района, области и пр. это невозможно - проекты, такого уровня слишком сложны (определенные надежды можно возлагать на межрегиональное (межрайонное, межобластное) обсуждение однотипных проектов, однако эти проекты нужно иметь).

   Компромиссом в этом смысле является организация событий в рамках специальных сюжетов, разыгрываемых на УТ. ОДИ использовала для этого технологию программирования с «зашитыми» техниками организации конфликтов и проблематизации. В содержательно-генетической логике соответствующую функцию        выполняла идея разрыва в деятельности.

Вызванная значимым для участников событием (УТ), коммуникация, как процесс, есть конфликт между вводимыми ведущим (или удерживаемыми им в качестве средства организации коммуникации) схемами и деятельностным пониманием (узнаванием) участников. Акцент переносится на организацию события, провоцирующего конфликт, который в состоянии удержать в актуальной коммуникации то, что понимается ее участниками. Ведущий ограничен арсеналом средств организации содержательной (т.е. событийной, а не просветительской) коммуникации.

    Тип событий окружного-городского масштаба (торг с кандидатом; «нападение» на ЖЭК; УТ на дискотеке) откуда была заимствована и внедрена в новый системный проект УТ идея «героя», носителя непонятных (чуждых) большинству участников представлений. В пространстве репера П.В. Малиновского (позиция-тема-социальное взаимодействие) герой должен быть идентифицирован как деятельностная позиция. Сюжетирование должно оперировать набором соответствующих этой позиции тем и топиков.

     Наиболее трудным в этом методе является замыкание коммуникации как конфликта, на действие, или его имитацию (в программировании перевод проблем в задачи). В проектных сессиях сделать это сравнительно легко. В «сюжетных» сессиях герой должен быть, в конце концов, наделен более высоким статусом. Особым вариантом сюжетной сессии является запараллеливание тематической коммуникации и набора ведущих, получающих новый статус в виде приглашения на работу в УТ.

      В этом смысле, действие управляет мышлением и коммуникацией. Повышение статуса героя является непроектной локализацией на доступном УТ материале мыслительных схем из арсенала игротехника. В репере П.В. Малиновского позиция, таким образом, обретает своего референта в подпространстве социального взаимодействия. Возникает гражданская позиция.

 

Автор статьи имеет значительный интерес в сравнительном исследовании технологии УТ и коммуникативных технологиями Интернет. Этому, вероятно, и будут посвящены его дальнейшие исследования. В частности, планируется решить  следующие задачи для сайта «Информатика сообществ»:

-        Уточнить коммуникативные правила ведения дискуссии в публичном пространстве форума сообщества rranet.net

-    подготовить модераторов «форума» rranet.net

-        сформулировать правила анализа дискуссии на «форуме» rranet.net

-        осуществить поиск в Интернет-пространстве эффективно работающих форумов и «героев», решающих проблему преодоления дезинтеграции социального пространства современного российского общества в условиях переходного периода и нестабильности социальной системы. В последующем предполагается предложить «героям» участвовать в проекте rranet.net.

Список литературы:

1.        Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук., в кн. Эстетика словесного творчества. М., 1986

2.        Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999

3.        Ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

4.        Ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988

5.        Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989

6.        Веслов А. Известный московский журналист Владимир Позднер открывает свою Украину // Факты №184. Киев, 1999

7.        Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

8.        Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений 1 т. Наука логики./Действительность. М., 1974

9.        Котельников С.И. Сравнительные характеристики российского и американского кинематографа. В кн. "Программирование культурного развития: региональные аспекты." Вып 1,2. НИИ культурологии РИК. М., 1994-95

10.     Котельников С.И. Реорганизация социально-производственной системы и образование (там же).

11.     Котельников С.И. Социокультурные и ситуационные факторы экономического развития. Проектный и программный подход. Вопросы методологии, 1-2, М., 1994

12.     Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности., М., 1994

13.     Программирование культурного развития: региональные аспекты. Вып 1,2. НИИ культурологии РИК. М., 1994-95

14.     Розин В.М. Философия техники: история и современность., М.,1997

15.     Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения., М., 1999

16.     Щедровицкий Г.П. Избранные труды./ Схема мыследеятельности - системн-структурное строение , смысл и содержание., М., 1995

17.     Щедровицкий П.Г. В поисках формы., В кн.: Иное. Т. 4: Россия как субъект. М., 1995

 

Hosted by uCoz