Карнозова Людмила Михайловна.
"Миссия и деятельность Культурного политика в России".
Игра. Июнь 98 г.
Карнозова. Мы
продолжаем. Третье обстоятельство. Когда я уже было смирилась с первым…. Когда
я стала выяснять контекст этого занятия, его смысл. Конечно, вопрос, который я
задавала: что такое социокультурная политика, кого готовит кафедра и кто такие
культурные политики. Я получила в ответ от преподавателей загадочные улыбки и
рисование пустого кружочка, на котором было написано "социокультурная политика".
Это практически все. J Здесь я сначала пришла в некий транс, а потом
обрадовалась: нормальная ситуация, именно в таких ситуациях игры
оргдеятельностного типа проводятся. Поэтому сначала было некое смирение, а
потом я поняла, что в этой ситуации даже можно работать.
Теперь я расскажу, как мы будем работать. Наше время -
сегодня до семи часов и завтра целый день.
Сначала мы немножко поговорим в плане введения в основы
игротехники. У меня будет вступительная в каком-то смысле лекция, которая
должна нести на себе две функции: 1) лекционную и пропедевтическую; 2) как
часть установки на нашу игровую сессию. После того, как я закончу эту
установку, я расскажу о том, как мы будем играть, и мы будем играть.
Прежде всего я хочу представиться - какую игротехническую
школу я представляю. Мой курс - "Основы игротехники". Понятно, что
игр есть много всяких разных, и люди, занимающиеся культурологией и даже
обычный человек может себе представить обширный спектр того, что можно называть
игрой. Поэтому важно сконцентрироваться, и я буду говорить не про все и всякие
игры, хотя и про них немного поговорю.
Я представляю игротехническую школу оргдеятельностной
игры. Вы, наверное, слышали что-то про это. Сегодня это можно назвать игровой практикой, а в принципе это была
игровая форма, которая родилась в
лоне Московского методологического кружка (ММК). Первая оргдеятельностная игра
была проведена в 1979 году. Основным автором этой игровой формы можно считать
Георгия Петровича Щедровицкого, лидера ММК, еще там участвовала целая группа
методологов. В первой игре участвовал Борис Васильевич Сазонов. Это была
попытка выхода методологии из эзотерического существования в форме узких
методологических семинаров, выхода к профессионалам для обсуждения
междисциплинарных, межпредметных проблем. Георгий Петрович всегда с
залихвастской улыбкой говорил: "Мы провели первую игру под лозунгом "Методология может все". А
ситуация заказа на игру была проблемная. Филиал Уральского ВНИИТЭ взялся за
определенную тему разработки, но не знал, как подступиться к этой теме. Игра
была связана с тем, чтобы решать проблемы в ситуации недостатка средств для
решения.
В 1979 году была проведена первая игра, но при подготовке
она еще игрой не называлась. Уже в рефлексии произошедшего эта форма была
названа игрой и дальше стала осмысляться. Я не могу сказать, что она стала
тиражироваться, так как оргдеятельностная игра как конкретная игра всегда
экземплифицирована и очень конкретна, но была порождена форма. А форма - то,
что может транслироваться и реализоваться много раз.
Я стала участвовать в играх в 1982 году, а вступила в ММК
и участвовала в методологических семинарах еще раньше. В 1988 году я уже стала
проводить свои оргдеятельностные игры. Это очень кратко история.
На анализе оргдеятельностных игр, на их рефлексии, на
рефлексии их проектирования, проведения, результатов и последствий
сформировалась обеспечивающая
инструментальная сфера, которую называют игротехникой. Поскольку я
представляю именно эту игротехническую школу, то под игротехникой я прежде
всего понимаю инструментарий оргдеятельностной игры. Но в силу того, что
оргдеятельностная игра представляет собой очень сложную игровую систему, то
оргдеятельностная игротехника в силу сложности самого объекта, над которым эта
игротехника надстраивалась, сама является достаточно мощной, чтобы с ее
помощью, ее средствами разбирать и рассматривать более простые формы игр.
О каких играх мы будем говорить? Мы будем обсуждать
только один класс игр - имитационные игры. В литературе нет
единства терминологии. Мы можем встретить понятие имитационной игры наряду с
деловой, с ролевой и наряду с оргдеятельностной. У американцев, где развита
практическая игротехника и практическая игрология, есть разные названия.
Бизнес-гейм - это одно, а симюлейшн гейм - другое. Здесь я ввожу класс
имитационных игр и говорю, что мы будем относить к этому классу как к родовому
понятию по крайней мере три типа: ролевая игра, деловая игра и
оргдеятельностная игра.
Под имитационной игрой мы будем понимать такую игровую
форму, которая несет на себе имитационное отношение. Что это
такое?
Слева на схеме некая ситуация (я беру ситуацию в
распредмеченном виде - не обязательно ситуацию деятельности) и имитационная
игра - это игра, несущая на себе отношение имитации относительно той или иной
ситуации. Для детей совершенно естественным является игра в дочки-матери,
продавец в магазине и т.п. Они в ролевой игре воспроизводят некие ситуации,
сами эти ситуации интерпретируют, осваивают социальные роли и так далее. Такое
же имитационное отношение мы имеем в деловой игре, которая воспроизводит некие
ситуации, которые должны освоить обучаемые. В оргдеятельностной игре мы имеем
дело с более сложными имитируемыми ситуациями - с проблемными ситуациями.
Схема 1.
Есть ли вопросы? Дальше я буду разворачивать эту тему,
связанную с имитационными играми.
Васильева. А по
сложности можно сказать,что оргдеятельностная игра - это более сложная игра,
чем ролевая?
Карнозова. Я
отвечу Вам "да", но это ответ неполный и недостаточный. В ответ на
Ваш вопрос я введу следующий кусок. Сейчас нам еще не хватает различений для
того, чтобы обсуждать сложность.
Я вернусь к тому, с чего начинала. Меня попросили
прочитать "основы игротехники" культурологам, которые
специализируются по "федеральной и региональной социокультурной
политике". Тема сесии "Менеджмент и социальная организация
деятельности культурного политика". Это очень важные моменты моего
самоопределения, из которого я вытаскивала содержание, которое я обязана как
честный человек вам рассказать. Как я понимаю и как мне говорили Вячеслав
Геннадьевич и Борис Васильевич, задача этого курса в том, чтобы деятельностью
вас как культурных политиков был ассимилирован еще и игровой подход.
Речь идет о том, что игру мы понимаем прагматически. Игру
как некоторое средство, которое можно использовать в каких-то целях. Это очень
важный момент. Как культурологи вы, наверное, читали книгу Хейзинги "Хомо
люденс" - "Человек играющий". Это очень хорошая
культурологическая работа, в которой дается описание социальной морфологии
игры, дается культурологическое и историческое описание, начиная с древних
времен, игры как ритуала, как священнодействия ит так далее.
Я хочу обратить ваше внимание, что игра - такой феномен,
который описывается разными исследовательскими позициями и предполагается для
исследователя как естественный объект. И когда об игре говорят психологи,
культурологи и другие исследователи игр, то на вопрос, чем игра отличается от
не-игры (предположим, от деятельности), первой характеристикой называют
непрагматичность игры. Говорят, что цель игры - в самом процессе играния, что
мотивация игры - это играние, что игра самоценна.
А мы с самого начала задаем прагматический контекст игры,
возможность ее использования и, следовательно, постановку целей. Но как тогда
быть с прагматикой? Здесь мы встречаемся с неким парадоксом.
Попробую разрешить эту парадоксальную ситуацию. Я считаю,
что это культурный феномен, присущий двадцатому веку. Моя гипотеза в том, что
двадцатый век - век артификации традиционных человеческих практик. Например,
управление, психологическая помощь - это практики, которые существовали испокон
веков. Двадцатый век превращает эти практики в собственно деятельности.
Происходит их автономизация их, выделение средств, нормирование. За счет этого
нормирования возникает возможность техническим образом построенного
воспроизводства - за счет обучения, в отличие от естественного воспроизводства,
когда передается естественным образом. Можно выделить ряд практик, которые
прошли эту процедуру артификации. Управление и психотерапия - сегодняшние деятельностные
формы такого рода традиционных практик.
То же можно сказать об игре. Игра - традиционный
культурный феномен, который сопровождает жизнь человечества. Как говорит
Хейзинга, сначала - игра, а потом все остальное. Культура рождается в игре, и
деятельность - более позднее образование. Но сегодня мы можем говорить о
прагматизации игры, об ее утилитарном использовании. Хотя, если быть
исторически честным, относить это явление только к двадцатому веку мы не можем.
Например, военные учения игрового типа датируются семнадцатым веком, как
известно мне, и я думаю, что можно найти и более ранние случаи. Такая
традиционнаая сфера, как педагогика, целевым образом использует игру для
воспитания, а сегодня уже и для обучения. И это началось не в двадцатом веке.
Схема 2. |
Здесь мне важно зафиксировать две возможные позиции по
отношению к игре. 1. Исследовательская позиция рассматривает игру как
естественный объект. Эта позиция дает нам знания об игре, в частности, такое
знание, что цель игры - в самом игрании, что это не продуктивная деятельность,
а самоценная, мотивация игры внутрии нее самой и так далее. Такого типа знания
получаются в исследовательской позиции, которая придает игре статус
существования. Это и биологические трактовки игры, и культурологические, и
психоаналитические, и так далее.
2. Использование игры в утилитарных целях. После того,
как ученые представили этот объект, практики решили, что игру можно
использовать инструментально. Практик имеет цели относительно некоей
практической ситуации, и он решает использовать игру в качестве инструмента, с
помощью которого можно на эту ситуацию воздействовать. Например, для того,
чтобы лучше обучать людей, которые овладевают какой-то профессией. В игровой
форме они осваивают навыки и способы работы. Предположим, это человек, который
занимается профессиональной подготовкой.
Игра используется в качестве инструмента для реализации
цели по поводу данной ситуации. Но тогда эту игру надо сконструировать так,
чтобы она соответствовала цели и воздействовала на ситуацию.
3. Я ввожу специальную позицию, которая озабочена
конструированием и реализацией этого специального инструмента. Это позиция
игротехника. Для него игра (в отличие от ученого) является искусственно
сконструированным объектом. При этом на свой планшет он должен положить проект.
А для того, чтобы спроектировать игру, он должен учесть цели
"заказчика" - практика, у которого есть цели относительно ситуации. С
другой стороны, он проектирует именно игру, и представления об игре у него
должны быть. В этом смысле характеристики, которые дает ученый, исследовавший
игру как естественный объект, могут ему помочь. Для того, чтобы сконструировать
игру, он пользуется результатами исследования - знаниями, и утверждает, что то,
что он сконструировал, есть игра.
Предположим, на позицию практика мы можем поставить
воспитателя. У него есть цели, связанные с развитием детей. Конструируется
ролевая игра. Вообще ролевая игра - очень интересный феномен, потому что он
воспроизводится в детях естественным образом. Но с другой стороны, в
специфических целях воспитания этот "естественный" прием можно
использовать.
У Георгия Петровича есть очень интересная работа по
детской игре, где он обсуждает использование игры в процессах воспитания. Он
говорит о том, что цели воспитания
реализуются не только в самом сюжете игры. Отношение детей к игре, к ролям,
между собой относительно ролей является хорошим диагностическим приемом для
того, чтобы рефлексивно надстраивать воспитательные процедуры относительно не
только внутри-ролевого и внутри-игрового поведения, но и относительно поведения
по поводу игры. Там создается более сложная и широкая структура.
Это был пример целей практика в случае воспитателя.
Вы спрашиваете меня, что сложнее - ролевая игра или
оргдеятельностная? Что касается структуры, количества компонентов и так далее,
то оргдеятельностная игра, конечно, более сложное образование. Но если мы
обращаемся к морфологии и к контингенту играющих, то я не думаю, что детская
игра легче. Все зависит от того, какие мы ставим цели. Если мы имеем дело с
нормально развивающимися детьми и ставим цели воспитания и развития в норме,
это одна ситуация. Если мы берем ролевую игру в психотерапевтических целях,
когда мы имеем дело с отклонениями от нормы и должны достигать терапевтических целей,
это более сложная ситуация и более изощренная в плане игротехники. Если мы
имеем дело с оргдеятельностной игрой, это вообще очень сложная машина.
Насколько я знаю своих коллег, сейчас очень мало кто проводит оргдеятельностные
игры. Это очень сложная вещь.
Мы сегодня поиграем в игру, которая имеет своим
прообразом оргдеятельностную. В приблизительном варианте мы ее пройдем, чтобы
вы с этой сложностью соприкоснулись.
Очень важно различать разные позиции, которые я ввела,
соответственно не путаться в целях игр и различать разные понимания игры, в том
числе ее целевого контекста.
Кравченко (?)
Вопрос по классификации. Ролевые игры - всегда предметные? В детском саду в
Японии играют в такие игры: "Петя, ты у нас сегодня лидер". Это какая
игра?
Карнозова. Это
ролевая игра. Здесь имеются в виду социально-психологические роли из теорий
ролей. Хороший пример - игры на развитие. Многие социально-психологические
теории говорят, что процесс развития человека в рамках социализации связан с
освоением социальных ролей. В разных контекстах мы имеем дело с разными
наборами социальных ролей. Например, в демографической ситуации: мама, папа,
бабушка, дядя, сыночек… В контексте межличностных и коммунальных отношений:
лидер, отверженный и так далее. И речь идет о том, что максимум освоенных ролей
позволяет человеку наиболее благополучно социализироваться.
Реут. Футбол -
это какого типа игра?
Карнозова.
Футбол я бы отнесла к спортивным играм, и поэтому сегодня я это рассматривать
не буду.
Реут. А на
схему чудесно ложится.
Карнозова. А
схема обобщенная. Схема касается не только имитационных игр. Но мы сегодня
будем производить интерпретации на имитациооных играх, потому что я не могу за
полтора дня рассказать о всех играх. Я не буду касаться развлекательных,
ритуальных, зрелищных, спортивных игр.
Я вам советую почитать Хейзингу. Он дает очень хороший
обзор социального существования игровых форм. Не только таких, как зрелища,
священнодействия и театр, но и суда как игровой формы.
Продолжу работу со схемой 2. Следующий шаг связан с
характеристиками игры. Это квадратик, который берет игротехник. Я взяла набор
характеристик у Хейзинги, но не просто так. Как игротехник могу сказать, что я
ими пользуюсь. Я взяла пять, у него их больше, по-моему, семь. Это очень
существенные характеристики, важные для самоопределения игротехника, чтобы не
путать, что ты делаешь: игру проводишь илипрямое социальное действие, которое
может включать игру, но быть больше,чем сама игра. А игра - это вполне
определенная морфологическая единица. Ее основные характеристики таковы.
1.
Игра - свободная деятельность. В каком смысле? В том смысле,
что она не обязательна для взрослого человека. Это излишество, роскошь, она не
преследует меркантильных целей.
2.
Игра не тождественна обыденной жизни.
3.
Действует принцип "как будто".
Схема 6. |
(конец записи)
(это я сделала схему к той части
записи, которой у меня нет)