Консультация по социологии культуры 22 ноября 1997 г.
Комментарии к схемам.
Участники:
Марача В.Г. (лектор);
Громович И.А., Ерошкина Т.Ю., Качеровская
И.Я., Литвинов Г.М. (студенты).
Прокомментирую
бумаги, которые я раздал.
(комментарий
к схеме номер три лекций первой сессии)
…Социотехнический
подход, который по отношению к такому предмету или кругу явлений, как
общественные изменения, действовал в рамке социального управления. Подход
авторитетного для меня сообщества методологов применительно к проблематике
общественных изменений состоял в том, что удерживалась рамка и идеология
социального управления.
Другим авторитетным сообществом для меня было
сообщество культурологов, которое было представлено корпорацией преподавателей
отделения общей культурологии – школой Эльны Александровны Орловой. Это
сообщество хорошо представлено в текстах. У методологов авторитет связан в
большей мере с участием в деятельности, в большей степени устная культура, а
тексты играют вспомогательную роль. А здесь больше авторитет текстов.
Культурологическое сообщество подходило к тому же самому предмету с точки
зрения рамки социальной регуляции. На общественные изменения они смотрят
эволюционистски, как на естественный процесс, сами оставаясь в стороне.
Общество как-то изменяется, я эти изменения фиксирую, говорю, что это эволюция
или что-то еще. А роль культуры и профессиональный культурологический подход
состоит в том, что культура рассматривается как механизмы и способы социальной
регуляции человеческого поведения. Если говорить в естественнонаучном языке, то
наблюдаемые явления – это изменения, а причинами или источником изменений
является социальная регуляция, осуществляемая культурой.
Методологическая
точка зрения является механизмической, а культурологическая – организмической.
Почитайте об этом в лекциях первой сессии.
Культурология
дополняет социотехнический подход тем, что учитывает некоторую органику,
внутренний смысл, как бы "душу" культуры. А методология серьезно
дополняет культурологию в тех моментах, когда нужно искусственно-техническое воздействие, хотя понятно, что дополнение не
бесконфликтное. Одни говорят: "Вы культуре в душу плюете", а другие
отвечают: "А вы вообще тут сели и ничего делать не можете".
Схема
номер четыре – схема акта действия. Она выглядит таким кирпичиком. Эти
кирпичики могут складываться, например, в технологические цепочки, когда
продукт одного акта действия становится материалом для другого акта действия.
Или один акт действия изготовляет орудия для другого акта действия. В любых
комбинациях – может изготавливаться знание, что угодно.
Схема
номер пять – схема верстака. Пространство для конструирования рабочей онтологии
и объекта социологии культуры. В середине место для работы, а вокруг разложен
инструментарий четырех типов.
Схема
номер шесть – каноническая. Это схема трансляции культуры и воспроизводства
деятельности.