ЗАДАНИЕ
«МИР ДЕТСТВА»
Смысл задания для Вас в том, чтобы использовать
(«приложить», т.е. работа носит прикладной характер) различные предметные
представления для целенаправленного преобразования определенного фрагмента действительности
(в нашем случае – фрагмента городской жизнедеятельности, еще конкретнее –
детской среды). Работа должна быть выполнена в жанре того «менеджмента», который был задан и обсужден на лекциях по
социологии, плавно перетекших в заседания нашего Круглого стола (вспомните трехмерное
пространство, в котором менеджмент является одним из векторов).
Работа
выполняется в несколько этапов. Интереснее всего если выполняя каждый их из
этапов не знать вопросы для следующего – так, как это было на Круглом столе.
Однако, к сожалению, это нельзя повторить в ситуации с письменным заданием.
Первый:
-
перечислить
детские учреждения (как фрагмент системы общественного обслуживания населения;
-
вспомнить,
как определяют цели (задачи, функции) и содержание процессов каждого из учреждений его создатели и
«держатели».
Второй:
-
найти
другие пространства в городской среде, в которых, с Вашей точки зрения,
протекает детская деятельность;
-
продумать,
какие же процессы текут в этих пространствах и с каких позиций видится то или
иное содержание этих процессов.
2 ЭТАП,
теоретико-критический, включает два
шага:
-
встать
на различные научно-предметные позиции (как минимум, социологическую и
психологическую – а если это разные психологические и социологические школы?
Разные парадигмы!?) и оценить заново ранее выделенные детские учреждения и
детские городские пространства с этих предметных точек зрения – какие же
процессы в них имеют место;
-
оценить
эффективность реализации этих (возможно нетривиальных с точки зрения сложившейся
практики), выявленных с помощью различных предметных представлений, процессов в
существующих учреждениях и городских пространствах.
3 ЭТАП,
проектно-конструктивный, также состоит из двух шагов:
-
дать
принципиальную(ые) схему(ы) другой(их) системы(м) детских учреждений,
акцентирующих иные содержательные процессы из мира детства (построенные за счет
привлечения тех или иных научно-предметных представлений);
-
понимая,
что мир нельзя заново перестроить под наши идеи, продумать шаги,
модернизирующие сложившуюся практику в свете Ваших «идеальных» схем.
4 ЭТАП,
рефлексивный:
-
встать
в рефлексивную позицию по отношению к проделанной Вами проектно-конструктивной
работе – по отношению к некоторому «объекту» и подумать о возможной
множественности проектировщиков (научных парадигм, подходов) и определиться в
ситуации множественности субъектов управления. Сопоставить проектный и программный
подходы – как разные и связанные в менеджеральной деятельности.
Примечание: задание предназначено для тех, кто пропустил предыдущую сессию или
существенную часть «круглых столов». Нужно
подготовить тезисы на 1-1,5 стр., по которым Вы могли бы выступить во время круглых
столов очередной сессии в конце ноября - декабре.
Остальным также рекомендую
поразмыслить над этим заданием: оно послужит материалом для дальнейшего
обсуждения проектного и программного подходов.
Желаю успеха!
Б.В.Сазонов.
Вопросы по e-mail: bsazonov@mtu-net.ru